UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 28 августа 2004 года №127-128



Двойная катастрофа


Август уже много лет воспринимается россиянами как месяц техногенных и не только катастроф, последствия которых приходится разгребать еще долгое время. В 2000 году взрывался подземный переход в центре Москвы, тонул "Курск", горело Останкино. В 2002 году была серия трагедий в воздухе, в том числе с "МИ-26", подбитым над Ханкалой, - самая массовая по числу жертв в истории военно-транспортной авиации. Год спустя - снова череда происшествий, в одном из которых погиб губернатор Сахалина Игорь Фархутдинов с половиной своей администрации. И вот теперь эта страшная авиакатастрофа.
РЕДКОЕ СОВПАДЕНИЕ
В то, что два нестарых и довольно совершенных самолета, вылетевшие из одного аэропорта, одновременно упали из-за технических неисправностей, поверить можно с трудом: такие совпадения, конечно, бывают, но крайне редко. Плюс прогремевший 24 августа в Москве взрыв на остановке Каширского шоссе, пусть немного, но отвлекший на себя внимание правоохранительных органов. (При этом вспоминают взрыв перед "Макдональдсом", прозвучавший накануне трагических событий в "Норд-Осте" и, по мнению специалистов, тоже носивший отвлекающий характер.) Плюс еще тот факт, что оба самолета летели на юг. Если принимать версию терактов как вероятную, не исключено, что захваченные лайнеры выполнили террористическую миссию не до конца - по одной из активно обсуждаемых сейчас версий, в планах террористов было направить самолеты на Нововоронежскую и Волгодонскую АЭС. Вспоминается также выступление Аслана Масхадова, лидера чеченских сепаратистов, который в июне пообещал расширить атаки против россиян. Он заявил, что тактика будет изменена и что отныне атаки станут носить более масштабный характер. Однако с опровержением версии о "чеченском следе" уже выступил в эфире канала "Эхо Москвы" Ахмед Закаев.
ВСЕ-ТАКИ ТЕРАКТ?
И вот вчера стало известно, что ответственность за гибель российских самолетов взяли на себя "Бригады Истамбули".
"Мы, члены "Бригад Истамбули", сообщаем, что наши священные воины смогли угнать два российских самолета. Их планы увенчались успехом, хотя сначала были проблемы", - говорится в заявлении, опубликованном на сайте террористов. Они утверждают, что этот теракт является ответом на "избиение мусульман", которое ведется Россией, и обещают, что за ним последуют другие подобные операции.
Журналисты отмечают, что 31 июля эта террористическая группировка брала на себя ответственность за покушение на пакистанского политика Шауката Азиза. Назвали себя террористы тогда "Бригады Истамбули Аль-Каеды". Больше о "Бригадах Истамбули" ничего неизвестно, и невозможно проверить, существуют ли они на самом деле и имеют ли какое-либо отношение к "Аль-Каеде" и к терактам.
ДВЕ ЖЕНЩИНЫ
Внимание следователей привлекли две женщины: как указано в официальных списках погибших, "С.Джебирханова", летевшая на "ТУ-154" авиакомпании "Сибирь", и "Аманта Салм. Нагаева" - пассажирка "ТУ-134" "Волго-Авиаэкспресса". Первые подозрения породила авиакомпания "Сибирь", которая, кстати, сразу после крушения утверждала, что есть основания считать его терактом. "Сибирь" сообщила, что Джебирханова - единственная из пассажирок погибшего рейса, родственники которой до сих пор не дали о себе знать. Тело Нагаевой до сих пор не найдено. Останки всех остальных пассажиров и членов экипажа "ТУ-134" обнаружены.
О первой женщине милиции пока выяснить ничего не удалось. Проверка второй уже принесла результаты. Как выяснилось, при оформлении ее билета была допущена неточность в написании отчества: Нагаева оказалась не "Салм." (то есть Салмановна), а Сулеймановна. Она родилась в поселке Кирова Веденского района Чечни, затем переехала в Грозный. "Молодая незамужняя женщина, которая ничем не выделялась, - охарактеризовали ее в МВД. - Сведений о том, что она могла быть связана с боевиками, у нас нет, но проверка еще идет".
А вот Джебирханова вызывает у следователей гораздо больше подозрений. Во-первых, по неясной причине в авиабилете, выписанном на фамилию Джебирханова, ее имя обозначено только одной буквой, а отчества нет вообще. "У нас по этому поводу проводится внутреннее расследование", - отметили в "Сибири".
Во-вторых, уже известно, что Джебирханова или женщина с похожей фамилией (бланк билета заполняется латинскими буквами) приобрела авиабилет в Сочи на 25 августа по самому дешевому тарифу. Вылететь должна была в 9.20 утра на "ИЛ-86". Как сообщили в авиакомпании, этот рейс, весьма популярный у пассажиров, заполняется почти на 100%, то есть на его борту должно было находиться более 300 пассажиров. Однако вечером 24 августа госпожа Джебирханова обратилась в одну из пяти касс аэропорта "Домодедово" и попросила поменять ей билет на рейс, вылетавший в 21.25. На этот рейс уже шла регистрация. На вечернем, не очень удобном для туристов рейсе свободных мест было много, и билет ей поменяли. Сидела она на месте 19F - ближе к концу второго салона, за девять рядов до хвоста самолета, где находятся двигатели и туалет. Как считают специалисты, это наиболее удобное место для сборки взрывного устройства и взрыва.
В третьих, милиция и ФСБ уже обращались по поводу пассажирки Джебирхановой в авиакомпанию, пытаясь получить на нее так называемые установочные данные: номер паспорта и прочее. Однако в "Сибири" с удивлением обнаружили, что данных на нее нет. "Такое ощущение, что, покупая билет, она просто назвала фамилию, не предъявив документы". В компании "Ист-Лайн", которая управляет аэропортом "Домодедово", заявили: "О случаях приобретения билетов без предъявления документов нам неизвестно, а пройти на борт, минуя паспортный контроль, невозможно".
ВЗРЫВЫ У ТУАЛЕТОВ
Издание "Газета" утверждает, что за мгновение до катастроф тревожные кнопки успели нажать пилоты обоих самолетов. Причем, если с "ТУ-154", разбившегося в Ростовской области, был послан сигнал SOS, то экипаж "ТУ-134", упавшего в Тульской области, успел передать в эфир: "Нападение на самолет".
Взрывотехники нашли и следы взрывов. При обследовании хвостовой части "ТУ-154" оказалось, что в том месте, где находился туалет, кусок обшивки вместе с иллюминатором вырван с мясом. По мнению экспертов, это свидетельствует о небольшом локальном взрыве, в результате которого хвост оторвало, после чего самолет вошел в штопор, развалившись на части.
Это подтверждается также результатами поисковых работ на земле. В обоих случаях - и в Тульской, и в Ростовской областях - картина схожая: по ходу движения самолета сначала лежит фюзеляж, затем - носовая часть с кабиной пилотов, а впереди - хвостовая часть судна. Если бы самолет распался в воздухе без взрыва, хвостовая часть, согласно законам аэродинамики, неминуемо оказалась бы сзади. Вперед ее могло выбросить лишь при взрыве.
Черные ящики пока не могут прояснить ситуацию. Они вышли из строя еще до падения. Однако эксперты полагают, что их показания удастся восстановить. Кстати, то, что бортовые самописцы сломались до крушения, свидетельствует, что на борту произошел взрыв. В результате этого отключилось электичество на борту. Об этом заявил профессор по авиационной безопасности Авиакосмического университета в штате Аризона Бил Вэлдок.
"МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИНЯТЫ"
Авиакатастрофа снова подняла вопросы обеспечения безопасности в российских аэропортах. Как могло на борту погибших лайнеров оказаться взрывное устройство или оружие, которое террористы могли использовать для захвата?
В пресс-службе "Домодедово" утверждают, что "производится 100-процентное сканирование багажа, тщательный контроль проходят сами пассажиры и ручная кладь. Пассажиров просят включить мобильный телефон, чтобы убедиться, что это не замаскированное взрывное устройство".
Однако по наблюдениям корреспондента "NEWSru.com", вылетевшего накануне катастрофы утренним рейсом из "Домодедово", ни у него самого, ни у окружающих сотрудники службы безопасности при осмотре не просили включать мобильные телефоны.
По данным "МК", на прошлой неделе в "Домодедово" проходили учения на обнаружение взрывчатки и наркотиков. Одна из сотрудниц с чемоданом, в котором был муляж бомбы в виде будильника с проводами, должна была пройти через все досмотры и подняться на борт самолета. Ей это удалось.
89 ТРАГЕДИЙ
На борту погибшего самолета "ТУ-154" были молодожены. Они собирались провести в Сочи "медовый месяц". Алексей Степанов и Лариса Звягинцева поженились в минувшую пятницу и собирались в свадебное путешествие в Сочи. "Они должны были вылететь на курорт в понедельник из аэропорта "Шереметьево", но по дороге сломалась машина, и Алексей с Ларисой опоздали на рейс. Им пришлось сдать билеты и взять новые на рейс Москва - Сочи из аэропорта "Домодедово" во вторник. Они успели на этот рейс", - рассказал знакомый погибших.
Один из пассажиров рейса Москва - Сочи, 28-летний москвич Сергей Кузнецов, в последнее время жил в курортном городе, а в столицу прилетал в среднем два раза в месяц по делам. Во вторник он собирался возвращаться в Сочи. Там его ждала жена, 26-летняя москвичка Соня.
Незадолго до отъезда в аэропорт Сергей попрощался с лучшим другом, Андреем Кругловым. Тот отговаривал товарища от полета, поскольку Кузнецов рисковал опоздать на самолет. "Оставайся, вечером еще посидим все вместе", - просил Андрей. - "Не могу. С билетами напряг. Надо лететь", - ответил Кузнецов. В аэропорт Сергей едва успел. На рейс он зарегистрировался одним из последних.
Родители Кати Фетисовой живут в подмосковном Видном и прибыли в "Домодедово" одними из первых. Мама Кати Галина Константиновна сразу нашла имя дочери в списках погибших пассажиров. Девушка отлично, без единой четверки, училась в юридическом институте и одновременно работала в фирме "Фемида аудит", где тоже была на хорошем счету. Эта фирма и послала молодого специалиста в двухдневную командировку в Сочи. Кате Фетисовой было всего 22 года.
Самая загадочная история с сотрудниками одного из крупнейших российских концернов - "Лукойла". Из ряда источников поступили сведения, что на борту "ТУ-134" их было, по крайней мере, трое. Но в штаб-квартире "Лукойла" подтвердили гибель лишь одного сотрудника, причем назвать его фамилию и должность отказались. В Волгограде сказали, что он специалист по вопросам безопасности. Но относительно еще двух лукойловцев тоже ничего сообщить не смогли.
Николай Руденский должен был возвращаться в Волгоград из Москвы на машине, но в последний момент решил взять билет на самолет. Ему очень хотелось побыстрее вернуться домой. "Мы строили планы, что всей семьей пойдем в планетарий. Даже не знаю, как скажу дочке Сонечке, что у нас теперь нет папы. Ей всего три года, но она все понимает. И скрыть от нее такое горе невозможно", - говорит жена погибшего. Николаю только недавно исполнилось 33 года. Он работал фельдъегерем, доставлял правительственную спецпочту, осуществлял спецсвязь. Для него это была обычная командировка.
Таких трагических историй 89.
Софья РЫЖОВА,
по материалам интернета.
ДОСЬЕ
В ночь на 25 августа почти одновременно разбились два пассажирских самолета, вылетевшие из московского аэропорта "Домодедово", - "ТУ-134" авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", выполнявший рейс 1303 по маршруту Москва - Волгоград, и "ТУ-154" авиакомпании "Сибирь", следовавший рейсом 1047 Москва - Сочи. Оба пропали с экранов радаров диспетчерских служб с разницей в несколько минут. Погибли 89 человек. Известно так же, что группа пассажиров, купивших билеты на рейс 1047 в Сочи, из Москвы не вылетела. Шесть человек, находившихся в состоянии сильного алкогольного опьянения, пытались пройти регистрацию, но не были допущены к полету работниками аэропорта. В настоящее время всех шестерых разыскивают сотрудники ФСБ. Кроме того, стало известно, что на рейс 1303 в Волгоград опоздали два человека и на их места были посажены другие пассажиры.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz