UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 18 сентября 2003 года №139



На чем ездить,
или Как и каким сделать автомобиль XXI века


По большому счету современные автомобили - не жильцы на этом свете. Не за горами день, когда все они встанут. Произойдет это тогда, когда будут сожжены все запасы нефти и газа на Земле.
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) - гениальное изобретение, говорят автофутурологи, если бы не два его недостатка. Во-первых, то, что работает он на топливе, которое в конце концов иссякнет. Во-вторых, ДВС нещадно загрязняет атмосферу. По убеждению специалистов, основную долю вредных выбросов дает сегодня в крупных городах именно автотранспорт, а не предприятия. Да и коэффициент полезного действия (КПД) ДВС, в общем-то, крайне низок.
Работает на разогрев
По данным журнала "Огонек", теоретический КПД теплового двигателя равен 43 процентам (дизель). Бензинового - 33 процента. Но это теоретический. На практике же КПД в разы ниже. На шоссе он не превышает 10 процентов, а в городе - 5-6. Понятно, почему это так. Максимальных значений КПД достигает при работе в оптимальном режиме, то есть с полной нагрузкой. На холостом ходу он равен нулю. Однако на максимальных нагрузках мотор практически не работает. Не успеет машина разогнаться, как надо уже притормаживать - у светофора, у поворота, при помехе впереди и так далее. Вот и получается, что из 100 лошадиных сил, которыми располагает двигатель, используется 5-10. Остальное уходит в разогрев корпуса мотора, тормозных колодок и прочих "ненужностей". Поэтому, пока не иссякли нефть и газ и не придуманы другие виды источников энергии, изобретательская мысль, говорят спецы, должна работать над созданием максимально экономичного двигателя.
Спасение - в маховике
Одну из идей в этом плане предложил на страницах "Огонька" зав.кафедрой Московского государственного индустриального университета Нурбей Гулиа. Он говорит, что главная причина, по которой используются сейчас мощные двигатели, это необходимость быстрого разгона машины. При мощности 5-10 л.с. для разгона понадобились бы десятки минут. Отсюда вытекает задача разработки механизма, который при маломощном движке помогал бы быстро набрать скорость. Этот механизм, по мнению Гулиа, - маховик, то есть вращающееся массивное колесо.
Нурбей Гулиа говорит, что маховик аккумулирует огромное количество энергии. Известны случаи, когда его осколками при аварийном разрушении пробивало толстые стены, все равно что снарядом. Но ученый утверждает, что изобрел безопасный способ эксплуатации маховика в автомобиле. Принцип же самой эксплуатации в следующем. Двигатель мощностью порядка 10 л.с. работает на раскрутку маховика. Его энергия передается в случае надобности на колеса - с целью, скажем, быстрого разгона машины. Дальше автомобиль идет на моторе. При торможении и остановке мотор не хлопает вхолостую, а снова подкручивает маховик, передавая ему освободившуюся мощность. Словом, маховик служит накопителем энергии, благодаря чему КПД движка резко возрастает, а расход топлива и выбросы снижаются.
Другого пути нет
Продумал Гулиа и реконструкцию передаточного механизма. В частности, принцип работы собствено коробки передач, которая уже не может оставаться в том виде, в каком она сегодня - зубчатые шестеренки разлетятся. Изобретатель уверен, что его идеи все равно будут воплощены. Другого пути нет, говорит он. Электромобили человечество не спасут - хотя бы по той простой причине, что их суммарная мощность намного превзойдет суммарную мощность всех электростанций мира. Одного боится Нурбей Гулиа: пока родное автостроение спит, его идею перехватит, как это нередко случалось с идеями российских изобретателей, запад.
Артур ТАНИЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz