UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 22 ноября 2003 года №175-176



Фокус Баталова


Алексею Баталову - 75 лет. Народный артист СССР, профессор ВГИКа, Баталов, помимо прочего, горячо любимый всей страной актер. Наверное, не было в СССР женщины, которая не мечтала бы иметь такого мужа, как он. У него очень редкое амплуа: он умеет играть стопроцентно честных людей, серьезно и глубоко любящих мужчин. Таков его Борис Бороздин в фильме "Летят журавли", таков и незабвенный Гоша из картины "Москва слезам не верит". Таков Алексей Владимирович и в жизни.
"Не морочь голову, сколько?"
Баталову было пять лет, когда его мать, актриса МХАТа Нина Ольшевская, вышла замуж за писателя Виктора Ардова(отец Баталова - тоже актер, брат знаменитого по фильму "Мать" Николая Баталова, среди его родни такие великие актеры, как Андровская и Станицын).
-Чувства Ардова ко мне - это отцовство в квадрате,- вспоминает Алексей Владимирович.- Я всегда стеснялся просить у него деньги, знал, что мы люди небогатые. Но когда просил, Ардов ни разу мне не отказывал. Я ему говорил: "Витя (я называл его "Витя", так повелось с самого начала), намечается такой большой юбилей...", начинал рассказывать, куда я иду. Он тут же меня прерывал вопросом: "Сколько? Не морочь голову, сколько?". И даже когда я впервые полученную большую сумму денег по секрету, бандитским способом, употребил по своему усмотрению, то не услышал ни слова в упрек.
Эвакуация
-Детство строго делится на две половины: до войны и потом, с четырнадцати лет - война и совсем другие впечатления. Многое я бы никогда не узнал, не попади тогда в эвакуацию.
Из московской квартиры я уезжал буржуйским мальчиком, а вернулся совсем другим, пацаном. Я узнал, что такое сельская жизнь, как дрова рубить, как скакать на лошади в ночное, какая разница между русской печкой, голландской и горном, - короче, тысячи вещей, не поддающихся перечислению. Но главное - война воочию, на примерах, показала мне, что такое горе и счастье. Когда ты своими глазами видишь женщину с детьми, получившую похоронку, или вернувшегося на костыле человека, эти потрясения никуда потом не уходят. Может быть, поэтому я сейчас такой не в меру свободный. Знаете, у иного холодильник испортится - так он от отчаяния с девятого этажа прыгает. Для меня же совершенно реальны слова: "Это горюшко не горе. Горе, брат мой, впереди". Вот такое получилось детство. Бесконечные переезды: Бугульма, Уфа, Казань, Свердловск. В эвакуации я сыграл свою первую настоящую роль, в гриме и костюме. Школу закончил в Москве и сразу же поступил в школу-студию при МХАТе.
Аннушка
-Я пришел из армии, должен был вернуться во МХАТ. Анна Андреевна Ахматова, ближайший друг дома, подарила мне некоторую сумму денег, полученную ею от переводов, чтобы я немного приоделся. Я отказывался, но она настояла. Горячо поблагодарив и пересчитав деньги, я поехал к комиссионному магазину и купил... подержанную машину. Анна Андреевна, увидев автомобиль, сказала: "Очень хорошо". С тех пор этот старый, но самый любимый "москвичок" назывался у нас "Аннушка". А костюм Ардов купил мне потом у одного художника.
Отклонение от генеральной линии
Как режиссер Алексей Баталов снял три фильма: "Шинель", "Игрок" и "Три толстяка". После этого его начали упрекать за уклонение от генеральной линии, мол, не снимает фильмы про современников. Баталов перестал снимать вовсе, а уклоняться не перестал.
-Например, я отказался играть Ленина. Потом эту роль исполнил Смоктуновский. Отказался читать "Малую землю". Коллеги только качали головами: дескать, ты не понимаешь, от чего отказываешься. Меня в свое время просили подписать письмо, в котором одобряли ввод наших войск в Чехословакию. Я отказался. Это отнюдь не была демонстрация инакомыслия. Просто не подписал, и все.
Глядя на Баталова, можно понять, кто же такой русский московский интеллигент в старом, чеховском, смысле слова, даже если перед глазами встает Тибул из "Трех толстяков", Румянцев из "Дела Румянцева". Во всех них - черты Гурова из "Дамы с собачкой", Голубкова из "Бега". По Баталову, настоящий интеллигентный человек - не тот, кто вечно сомневается, а тот, кто может совершить поступок. Баталов уважает зрителей, поэтому Гоша из "Москвы слезам не верит" или персонаж "Зонтика на двоих" сделан честно и по-настоящему.
Теперь Баталов рассказывает на телевидении о Москве, учит студентов, его голос облагораживает любой текст (хотя "любой" он как раз и не берет, а только хороший).
Баталов по-прежнему хорош, умен, красив, демократичен и аристократичен одновременно. Встреча с ним из любого времени кстати. Вот в этом и есть фокус Баталова.
Софья Рыжова, по материалам Интернета.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz