UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 15 ноября 2003 года №171-172



Над человеком нависла угроза


Сильнейший на сегодня шахматист планеты Гарри Каспаров проиграл партию компьютерной программе "Фриц" в их матче, который проходит в Нью-Йорке. Есть серьезные опасения, что это противостояние умов человек вновь уступит машине. А пострадавшим вновь станет Гарри. Матч скоротечен - четыре партии. Две уже позади (в первой была ничья). На спасение человеку осталась всего пара поединков. Любопытно, что сам Каспаров считает четырехматчевую серию с ЭВМ самой оптимальной, так как с увеличением количества партий шансы человека заметно уменьшаются.
Каспаров уже дважды встречался за доской с кибернетическим мозгом. Поединок в 1997 году шахматист сенсационно проиграл программе "Дип Блю". Затем была ничья с "Джуниор", которую Каспаров, удачно начав матч, потом с трудом отстоял. А еще с программой "Дип Фриц" соперничал Владимир Крамник и тоже с переменным успехом - довольствовался ничьей. Однако нынешний "Фриц", с которым схлестнулся Каспаров, считается намного совершеннее предыдущей шахматной программы.
Сам матч тоже необычный. Шахматной доски как таковой нет. Гарри играет в специальных темных очках, которые создают иллюзию трехмерного изображения шахматной позиции. Человек имеет возможность менять ракурс виртуальной доски. А "двигает фигуры" голосом: стоит назвать свой ход, и программа тут же реагирует. Все это - впервые, и создает дополнительные трудности человеку, привыкшему брать фигуры рукой и нажимать кнопку шахматных часов. Возможно, не привыкнув еще к новой форме и излишне волнуясь, Каспаров и проиграл поединок, который до 32-го хода складывался по его сценарию.
Гарри владел черными фигурами. На попытки белых атаковать по ферзевому флангу ответил контрнаступлением по королевскому. На 18-м ходе Каспаров включил в борьбу в центре доски своего ферзя, и "Фриц", забыв про атаки, начал обороняться. Игра человека заставляла машину порой делать странные ходы, теряя темп. Но "железный шахматист" не знает усталости в отличие от живого. Проведя в трехмерных очках уже более трех часов, Гарри в цейтноте (до контроля оставалось минут десять) допустил грубейшую ошибку, двинув не ту ладью. В итоге потерял пешку и не мог препятствовать проходной белых по вертикали "а". Через семь ходов Каспаров понял, что машина не может не выиграть, и капитулировал.
Перед началом серии Гарри заявлял журналистам, что, готовясь к ней, проделал большую работу и может навязать компьютерной программе свою тактику. Конечно, честолюбивому Каспарову безумно хочется взять реванш у ЭВМ: ведь пока счет не в его пользу. И он готов рисковать, идти на новые дуэли. Но борьба с машиной - неизмеримо более тяжелый груз для человеческой психики, чем соперничество с себе подобным. Человек устает и начинает бояться, что не поспевает за способностями машины. В этом признавался и сам Каспаров. По его же словам, в будущем выигрывать у компьютера станет все сложнее: любая победа человеческого разума над искусственным в шахматах будет похожа на чудо. Пока подтверждением тому служит и игра Каспарова.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz