UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 6 мая 2003 года №65



Шахматы невидимого фронта


В мире ульяновских шахмат - два знаменательных события: впервые наш шахматист выполнил норму гроссмейстерского балла и впервые же вышел в финал чемпионата Европы. Произошли они почти незаметно, так как случилось все в игре по переписке. Эта невидимая широкой публике разновидность шахмат живет своей жизнью, наполненной особой гармонией и острой борьбой. Чтобы выиграть партию, здесь требуется два года, а то и намного больше.
Имя Семена Пиньковецкого местным любителям шахмат знакомо: в турнирах по переписке он постоянно играет уже три десятка лет. Но такого успеха достиг впервые. Сражаться в полуфинале 64-го по счету чемпионата Европы по переписке начал еще три года назад (всего таких полуфиналов - семь). Турнир этот продолжается и сейчас, однако Пиньковецкий уже все свои партии завершил. В семи - победил, в шести подписал мир и, набрав 10 очков из 13 возможных, обеспечил себе участие в финале, а заодно выполнил гроссмейстерскую норму. Чтобы получить это звание, требуется повторить такой результат на каком-нибудь еще соревновании.
Все партии на шахматных турнирах по переписке начинаются одновременно. Раньше соперники обменивались ходами по почте, теперь им на помощь пришел Интернет. Но и сегодня, если кто-то из шахматистов не имеет доступа во всемирную паутину, то пользуется традиционной почтовой связью. Кстати, если посылаешь письма, то на обдумывание получаешь 30 дней на 10 ходов, если по электронке - 60 дней. Отвечаешь быстрее - экономишь себе время. Пиньковецкий в некоторых партиях накапливал на обдумывание и по сотне дней. В полуфинале чемпионата Европы ульяновцу противостояли немцы, исландец, австриец, итальянец, голландец, норвежец... Крайне сложной получилась партия с Хауфе (Германия): Пиньковецкий предлагал ему ничью, но немецкий шахматист отказался и в итоге проиграл.
- Сейчас, наверное, шахматисты-переписчики вовсю используют компьютерные шахматные программы для облегчения игры? - спрашиваю финалиста чемпионата континента.
- Безусловно, - отвечает Пиньковецкий, - но это не панацея. Сегодня и компьютеры, и программы есть почти у всех участников турниров, причем примерно одного уровня - значительно никто не выделяется. Поэтому, если будешь полагаться только на компьютер, то никогда не выиграешь, ведь соперник анализирует твои ходы тоже с помощью "железяки". Поэтому нужно самому искать неординарные решения, порой даже такие, которые ЭВМ первоначально оценивает как ухудшающие твою позицию. Тогда можно создать проблемы противнику с его компьютером. Я, например, процентах в восьмидесяти партий предлагаю на доске какие-то жертвы, если хочу победить. В 70 процентах такой план срабатывает, значит, моя метода верна. А компьютер нужен в основном для проверки возможных "зевков", для защиты от ошибок. Тут он незаменим, так как считает варианты лучше.
Пиньковецкий убежден, что партии в шахматах по переписке отличаются особой красотой, потому что на создание этой красоты есть время.
- Однажды я умудрился прогнать своего короля с первой горизонтали на поле с8, - говорит он. - Под ударами, под шахами: у соперника были в это время на доске ферзь и ладья. В очной партии вряд ли кто из шахматистов пошел бы на такой риск: время поджимает, нервы напоминают о себе. Но компьютер просчитывал мне, что мата не будет: угрозу мата он ловит четко. Противник намекал на ничью, а я гнул потихоньку свою линию. И когда довел короля до относительно безопасной гавани, партия у нас резко перешла в эндшпиль, произошел размен фигур, я получил некоторое преимущество и выиграл. Случилось это аж к 120-му ходу! В современных классических шахматах такое редкость.
В решающий спор за европейскую корону Семен Пиньковецкий вступит не раньше следующего года. Тем временем он продолжает участвовать еще в трех турнирах по переписке и собирается стартовать на олимпиаде за Россию. Такая уж у них, переписчиков, система.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz