UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 18 марта 2003 года №39



Бедность порождает бедность
Убогость состояния, в котором находится ульяновский бизнес, еще долго будет тормозить областную экономику


Опрос, проведенный в Ульяновске в конце прошлого года Центром политологии, показал, что уровень жизни в области остается низким.
Оценка собственного дохода респондентами позволяет с определенной степенью условности выявить долю опрошенного населения, находящегося за чертой бедности.
Ответы горожан были такими:
"Мне не хватает денег даже на еду" - 5,3 процента;
"Мне хватает денег только на еду, покупать одежду я себе не могу" - 32,1 процента;
"Я могу время от времени покупать крупные вещи, но только самое необходимое" - 49,4 процента;
"Могу позволить многое, но роскошь мне не доступна" - 11,5;
"Могу купить все, что захочу" - 1,5 процента.
К бедным можно отнести первую группу (5,3%) респондентов, оценивших свой уровень жизни высказыванием "Мне не хватает денег даже на еду", и респондентов второй группы (32,1%), которые используют свой доход только на покупку продуктов питания. Доля малообеспеченного населения в общей выборке составила 37,4%. Это население, которое в силу различных индивидуальных особенностей не сумело приспособиться к рыночным преобразованиям. Данными особенностями являются возраст, уровень образования, сформировавшийся менталитет. Многочисленность данной группы является свидетельством неблагоприятной демографической ситуации в Ульяновской области, оттока перспективных кадров в другие регионы страны.
Драматичность ситуации состоит в том, что в этой группе оказались люди преимущественно пенсионного возраста и молодежь. В первой группе их доли составили соответственно 28,6 и 23,8, а во второй 47,2 и 16,5%!
Более высокий процент пенсионеров во второй группе является отражением усилий правительства, направленных на увеличение уровня пенсий и доведения их до прожиточного уровня пенсионера, а также реализации предусмотренных льгот. Однако российский прожиточный минимум не учитывает постоянно растущие жилищно-коммунальные платежи и транспортные расходы, а также износ одежды и обуви, необходимость оплаты медицинских услуг и потребность иметь минимальную сумму сбережений для непредвиденных расходов. Отсюда неизбежное недопотребление продуктов питания в семьях с минимальными доходами. Не удивительно, что существующий прожиточный минимум сегодня является границей не просто бедности, а нищеты.
Наряду с традиционно существовавшей в нашем регионе бедностью (в среде инвалидов и престарелых) в последние годы появились и так называемые новые бедные. В эту группу вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не входили в нижний слой общества. Падение доходов у них вызвано, прежде всего, низким уровнем заработной платы на государственных предприятиях, безработицей и частичной занятостью, а также продолжающимися задержками в выдаче заработной платы. В первой группе они составляют 47,6% респондентов, а во второй - 36,2%.
Бедность, как правило, порождает бедность. Низкий уровень материальной обеспеченности ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конечном счете - к деградации человека. Адаптация к новым условиям требует не только наличия желания и неимоверных усилий людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, но и немалых усилий со стороны государства.
Основная доля респондентов относится к третьей группе - 49,4%. Данную группу составляют в основном люди трудоспособного возраста, имеющие высшее (50,5%) и среднее специальное образование (38,3%). Это социально активная часть населения. Их ведущим доходом является заработная плата по основному месту работы. По характеру оценки ими собственного дохода можно судить о том, что уровень дохода представителей данной группы сопоставим со средним уровнем заработной платы в регионе и не превышает двух прожиточных минимумов. Столь низкий доход является следствием крайнего занижения доли оплаты труда в структуре издержек ульяновских предприятий. Произошедшее в 1998-99 гг. в России (в том числе в Ульяновской области) резкое падение заработной платы лиц наемного труда с одной стороны способствовало выходу российской экономики на траекторию экономического роста (сократив издержки производства отечественных предприятий), а также явилось фактором торможения дальнейшей инфляции. А с другой - отставание роста номинальной заработной платы от темпов повышения потребительских цен поставило определенные спросовые ограничения на дальнейший рост валового регионального продукта. И эти ограничения выглядят еще более значимыми с учетом продолжающейся дифференциации населения Ульяновской области, при которой наиболее обеспеченная его часть (четвертая и пятая группы респондентов) ориентирована на приобретение более качественных импортных товаров. Поэтому подъем экономики нашего региона попросту невозможен без обеспечения роста потребительского спроса со стороны представителей третьей группы респондентов. В то же время такой подъем едва ли возможен за счет повышения уровня минимальной оплаты труда, поскольку в соответствии с общемировыми закономерностями развития современного рынка труда повышение минимальной зарплаты способно вызвать рост так называемой институциональной безработицы, при которой потенциальные работодатели не захотят выплачивать относительно высокую заработную плату низкоквалифицированным (молодежь без достаточного образования) или не обладающим потенциалом здоровья пожилым работникам, провоцируя тем самым рост вынужденной незанятости в регионе.
В четвертую группу (11,5%) вошли респонденты, сумевшие в переходный к рыночной экономике период наиболее эффективно реализовать свои возможности. Эту незначительную по своему объему группу населения с определенной степенью условности можно отнести к нарождающемуся в стране среднему классу. В данной группе весьма заметна доля предпринимателей, которых совершенно не огорчает резкое расслоение населения региона на богатых и бедных, зато более всего огорчает рост преступности. Ее глубинные основы связаны, на наш взгляд, с действием разрешительного принципа при открытии фирм, чрезмерными, выталкивающими мелких и средних предпринимателей в сферу теневой экономики налогами, многочисленными и неизбежно порождающими коррупцию налоговыми, таможенными и другими льготами. Пока эти условия не сформировались, четвертая группа останется незначительной по численности и не сможет стать стабилизатором социально-экономической и политической ситуации в регионе.
Пятая группа респондентов, объединяющая крупных предпринимателей, является самой незначительной по численности - всего 1,5%. Основным источником дохода представителей исследуемой группы (71,4%) является доход от предпринимательской деятельности. Мизерный удельный вес указанной группы убедительно доказывает, что в регионе далеко не в полной мере сформированы факторы развития предпринимательства. Однако расширение доли высокообеспеченного населения, если оно состоится, неминуемо будет усиливать проблему поляризации доходов, которая сейчас не стоит столь остро и осознается лишь 7,5% респондентов. И это позволяет оценивать уровень социальной стабильности в регионе как относительно благополучный.
Таким образом, можно признать, что в настоящее время лишь примерно 13% населения региона смогли приспособиться к реалиям рыночных реформ - в то время как в целом по стране таковых насчитывается свыше 20%. Приблизительно 37% не приспособились к качественно новой действительности и не смогут этого сделать - в стране таких "аутсайдеров" около 25%. А ведь успех реформ и результаты предстоящих в 2003 г. выборов в Государственную Думу и Законодательное Собрание во многом зависят от поведения и ориентации большинства, которое представляют респонденты, объединенные в третью группу (49,4%). Поведение же это напрямую зависит от приоритетов социально-экономической политики, проводимой администрацией региона. Если она будет направлена на создание условий для подъема региональной экономики и развития бизнеса (что считают наиболее эффективным методом борьбы с бедностью 20,6% респондентов, отнесенных в третью группу), тогда вероятна поддержка с их стороны действующей власти. Если же она не обеспечит сдерживание инфляционных процессов в регионе инструментами регулирования цен на основные продукты питания (такой метод приветствуют 22,9% опрошенных), тогда неминуемым становится переход значительной части населения в оппозицию. Сложность ситуации состоит в том, что данные действия региональных властей, по сути, являются взаимоисключающими: для поддержки экономики и бизнеса в регионе необходимы сокращающие поступления в бюджет налоговые послабления, а без укрепления бюджетной системы невозможно субсидировать продажу по относительно низким ценам хотя бы некоторых продовольственных товаров.
Н.ДЕРГУНОВА, доктор полит.наук,
С.КАПКАНЩИКОВА, канд. экономич.наук,
С.КАПКАНЩИКОВ, доктор экономич.наук.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz