UCOZ Реклама
Выгодно купить кровать в краснодаре тут

Свежий номер...

Вторник 17 июня 2003 года №86



"Руслан" вернулся


На днях на родину, в Ульяновск, вернулся грузовой самолет "Руслан", который три года назад англичане по сути выкрали у России. Единственным развлечением ульяновского лайнера в "плену" стала съемка в боевике про суперагента Джеймса Бонда.
Арест "Руслана"
Это первый случай, когда страна смогла отстоять свои права на собственность в международных судебных инстанциях. Событие стало знаковым в истории российской международной политики.
Напомним, что "АН-124-100" "Руслан" - это военно-транспортный самолет грузоподъемностью более 120 тонн, разработан на украинском АНТК им.Антонова, выпускался на "Авиастаре". В гражданских грузоперевозках во всем мире используется всего 20 "Русланов". Большая часть из них принадлежит ульяновской авиакомпании "Волга-Днепр". На "Русланах" также летают "Антоновские авиалинии", дочерняя компания АНТК, и воронежский "Полет", который базируется в Ульяновске.
Самолет, из-за которого началась тяжба, принадлежал российской компании "Аякс". Еще в 1997 году из-за проблем своего владельца "Руслан" арестовали в голландском аэропорту Маастрихт. Но в 2000 году московская компания "Центр-Капитал" выкупила долги "Аякса" и по сути стала владельцем воздушного судна.
Все это в октябре 2000 года было зафиксировано в российском реестре воздушных судов. Однако за три года простоя самолета в аэропорту образовался долг перед аэропортовскими службами (почти в полмиллиона долларов США). Поэтому голландские власти продали "Руслан" на аукционе компании "Air Foyle Heavy Lift" (Великобритания), которая предложила за лайнер шесть миллионов долларов. И это при рыночной стоимости "Руслана" в 20 миллионов долларов США.
Спасение "Руслана"
Московская компания "Центр-Капитал" тоже тогда участвовала в аукционе и предложила за "Руслан" 15 миллионов долларов. Но предпочтение почему-то отдали английской компании. Демарш Министерства транспорта России не помог. Тогда была придумана целая серия практических мер по спасению "Руслана". А его обязательно нужно было вызволить из "плена".
Дело в том, что самолеты "Руслан" считаются продукцией двойного назначения. В соответствии с российским законодательством запрещено поставлять на экспорт данный тип самолетов, поскольку на нем можно перевозить крупногабаритные грузы как гражданского, так и военного характера.
В середине прошлого года российское Министерство иностранных дел направило в посольство Великобритании в Москве ноту, в которой просило оказать необходимое содействие в возвращении самолета в Россию.
Инвесткомпания, не признавшая итогов торгов, тоже стала оспаривать право собственности на самолет в арбитражных судах Маастрихта, Москвы, Киева и Лондона. И отсудила у английского авиаперевозчика грузовой самолет. Судебное разбирательство длилось почти 27 месяцев.
"Air Foyle" оказалась в проигрыше - она так и не смогла эксплуатировать самолет, поскольку на момент проведения аукциона он уже числился в российском авиареестре.
В середине марта этого года было подписано мировое соглашение: самолет достался "Центр-Капиталу", который заплатил "Air Foyle" небольшую компенсацию (около 500 тыс. долларов США за стоянку и услуги).
Возвращение
Для того чтобы перегнать самолет из Англии в Россию, компания "Центр-Капитал" обратилась в "Полет". Тогда и решили, что злополучный "Руслан" будет стоять в аэропорту "Ульяновск - Восточный".
В начале мая этого года ульяновские летчики перегнали "АН-124-100" в Ульяновск.
Как сообщили корреспонденту "СК" в пресс-службе авиакомпании "Полет", не исключено, что "Центр-Капитал" в ближайшее время передаст свой "Руслан" воронежской авиакомпании для эксплуатации.
По одной информации, два года назад уже был подписан соответствующий договор. В любом случае вернувшегося "Руслана" сейчас ждет модернизация. Только после этого его передадут новому эксплуатанту.
В компании "Центр-Капитал" считают, что хотя с учетом судебных издержек "Руслан" и обошелся компании в 11 миллионов долларов, но это не так много для самолета, который приносит в год более чем 10-миллионную выручку.
"Руслан"-"киноактер"
Пять лет "плена" не прошли даром. В прошлом году ульяновский "Руслан" снялся в нашумевшем супербоевике о Джеймсе Бонде "Умри, но не сейчас". Создателям этого кинофильма понадобился широкофюзеляжный самолет, внутри которого помещался бы небольшой вертолет. На нем в конце фильма Джеймс Бонд вылетает из горящего самолета и триумфально спасается от врагов.
"Центр-Капитал" как законный владелец пытался помешать съемкам, но все было тщетно. Боевик сняли на "Руслане", пока тот находился на приколе в аэропорту Мэнстон.
Арсений КОРОЛЕВ.
P.S. Итак, страна смогла остоять свои права собственности. Но не прекращаются преследования наших самолетов со стороны швейцарской фирмы "Нога", добивающейся таким способом возвращения долгов России. Не случайно на очередной международный авиасалон в Ле Бурже на этот раз не отправили ни одной настоящей машины. Побоялись это сделать и ульяновские самолетостроители.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью]

Hosted by uCoz