UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 18 января 2002 года №8-9



Они больше не возвращались


В 80-е годы Ульяновская филармония была настоящей "фабрикой звезд". Здесь ковалась карьера самых популярных артистов эстрады: Ирины Понаровской, Ларисы Долиной, Сергея Захарова, Николая Фоменко, Максима Леонидова и даже Людмилы Зыкиной.
И никаких ресторанов
Ирина Понаровская, прежде чем стать "звездой" российской эстрады и признанной мисс элегантность сцены, объездила по пыльным дорогам почти все районные центры Ульяновской области. Когда впервые ее имя появилось на афишах местной филармонии, пошли слухи, что певица, уже довольно раскрученная в Москве, попала в немилость властей из-за своего брака с чернокожим певцом Веллом Роддом.
Ульяновские зрители еще помнят экзотичные супружеские концерты Ирины Понаровской и ее мужа. Анатолий Крохалев, бывший замдиректора филармонии по концертной деятельности, вспоминает, что на сцене примой явно была она, но за кулисами роли менялись: Родд решал все денежные вопросы, выжимая из филармонии максимум положенной суммы. В тратах был экономен. Все, кто знал эту пару, отмечали африканскую ревность мужа - он к супруге близко никого не подпускал. Ирина Понаровская при этом демонстрировала идеальную выдержку, чем подкупила расположение всех работников сцены. К тому же в ней не было амбициозности, она не позволяла себе капризничать, со столичной певицы срисовывали модели одежды - Понаровская всегда одевалась изысканно.
Чета артистов жила в гостинице "Венец", но никогда не питалась в ресторане, тем более в столовой. Родд и Понаровская были вегетарианцами, поклонники могли встретить их в овощных магазинах, куда они захаживали купить морковь или свеклу.
Понаровской предоставляли залы Мемцентра, Дворца профсоюзов. Цензура, конечно, отсматривала ее концерты, какие-то номера просила убрать, но в основном вносила несущественные поправки. Через два года певица уехала в Москву. И уже никогда больше сюда не приезжала.
Судьбу решила накидка
На заре карьеры в Ульяновске блеснула и звезда Ларисы Долиной. Публика ее почти не знала, но приверженцы джаза считали российской Эллой Фицджеральд. Рассказывают, что начинающую певицу в наш город привели личные отношения с одним из музыкантов из местного джаз-ансамбля "Диапазон", гремевшего в 80-е годы на всю страну.
В филармонии сразу оценили роскошный голос певицы и поняли, что это тот человек, который может послужить престижу Ульяновска. Начали раскрутку, набрали специально для нее группу из местных музыкантов. Но народ на концерты шел вяло, Долина пела джаз, который массами у нас не был принят.
Судьбу Ларисы Долиной решил концерт, посвященный главному празднику страны - Дню октябрьской революции. 7 ноября в главном зале коммунистов - Мемцентре - собралась вся партийная элита. Пришел первый секретарь обкома Геннадий Колбин. Все шло традиционно чинно: народные коллективы сменяли друг друга с патриотическими композициями. Объявили Ларису Долину. Она вышла в длинной юбке, с накидкой-фигаро на плечах. После первой песни то ли ей стало жарко, то ли так было задумано режиссурой, но певица вдруг сбросила накидку, обнажив пышную белую грудь, едва прикрытую декольте. Партийные мужи такого в этом зале просто никогда не видели и от неожиданности вжались в кресла, Колбин был в шоке. Певица же, не прочувствовав ситуацию, еще и доверительно заговорила с залом. Но такую демократию тогда никто не поощрял. "Кто она такая, чтобы с нами заговаривать?!" - шипели в зале. На следующий день было созвано срочное заседание горкома партии, на ковер вызвали организаторов концерта и поставили ультиматум: уволить Долину без объяснения причин.
Артистка уехала работать на Украину, прошло время, и она была названа "Золотым голосом России". Но вполне возможно, что до сих пор не знает истинной причины своего увольнения.
Уезжать из Ульяновска будущая "звезда" не хотела. После "приговора" пришла в кабинет Анатолия Крохалева и плакала: "За что они меня так?". Но певица покинула город не с пустыми руками - увезла с собой мужа, которого успела найти в лице музыканта своей группы Виктора Митязова, и портниху, которая здесь шила ей сценические костюмы.
Один сезон под колпаком
Сергей Захаров находился в длительном отпуске после публикации в сатирическом журнале "Крокодил" о скандале, якобы затеянном артистом в ленинградском ресторане. В это же время ульяновский ансамбль "Экпресс-Н", гастролируя на Кавказе, лишился своего солиста - тот серьезно заболел. Гастроли были на грани срыва, когда директору филармонии Борису Яворскому пришла совершенно гениальная мысль пригласить солистом Сергея Захарова, дважды лауреата международных конкурсов, по тем временам "суперзвезду" советской эстрады, от которого млела вся женская половина страны. Певец легко согласился, и Кавказ был "взят". Потом начались гастроли в Поволжье. И вдруг обком партии получает письмо из ЦК КПСС, к которому прилагался компромат на певца, собранный московским эстрадным кланом. В нем говорилось, что хулиган не должен работать в филармонии города Ленина, что Захаров свою программу не отрабатывает, что одет небрежно и так далее.
Владимир Сверкалов, тогдашний секретарь обкома по идеологии, вызвал директора филармонии и сказал, что всерьез этот компромат воспринимать нельзя, но программу певца, гастролирующего по стране, должен утвердить "Росконцерт".
Яворский быстро организовал приезд комиссии из Москвы. Афиши развесили всего за два дня до концерта, но зал был переполнен. Первые лица области не присутствовали, прислав своих жен и родственников, которые восторженно вызывали артиста на бис. "Росконцерт" программу принял без замечаний. Это означало, что Захарову на эстраде снова была открыта зеленая дорога.
Негласно певец все равно оставался под колпаком. Когда пришло время традиционного апрельского Ленинского музыкального фестиваля, где с концертом выступали все лучшие творческие силы области, тогдашний замначальника Управления культуры Людмила Москвитина решила проявить бдительность и запретила выпускать на сцену Сергея Захарова. Ее уговорили, что выпустить надо, но без объявления имени, в темноте, на фоне фильма, чтобы появлением любимого певца не вызывать ажиотажа зрителей. Так и срежиссировали. Но артист все же сорвал аплодисменты: когда перед его выходом стали запускать кадры из патриотического фильма, аппаратуру заело, Захаров появился перед публикой при полном освещении, и ... зал взорвался от эмоций.
Певец отработал от Ульяновской филармонии всего один сезон, уехал, восстановив свои права. Другое дело, что на большой эстраде артистам конкурент с великолепным голосом и внешностью был не нужен. Былую славу Сергею Захарову не дали вернуть.
Маленькая обезьянка и "Секрет"
Первой филармонией, выпустившей на тернистую дорогу шоу-бизнеса российских "Битлз" - группу "Секрет", - была ульяновская. Название, кстати, родилось тоже в нашем городе. Бывший в то время директором филармонии Борис Мынов увидел начинающих музыкантов в Ленинграде, предложил работу в нашей филармонии, чем вписал ее в историю эстрады страны. Сегодняшний телекомик и балагур Николай Фоменко и его друг Максим Леонидов были тогда чуть тоньше. Оба очень общительные, приглашали девушек в рестораны, где не скрывали от официантов своих претензий к обслуживанию и кухне. У Максима Леонидова была язва, он просил готовить специальные блюда на подсолнечном масле. Николай Фоменко был ершистым, смешливым, девушки его называли маленькой обезьянкой. У обоих в голове витал ворох идей по костюмам, организации концертов, которые их худрук Сергей Александров кидался исполнять: "Расшибусь, но сделаю!".
В списке артистов Ульяновской филармонии "Секрет" значился около четырех лет. Сольных концертов здесь никто не видел, но зритель помнит, что музыканты работали на разогреве у разных артистов, в том числе и у Валерия Леонтьева. "Звезда" советской эстрады на нашей сцене предрек ребятам большое будущее.
Названная мама
В артистической среде работать от филармоний разных городов было привычной практикой. Эстрадные ветры заносили к нам и Людмилу Зыкину. Примадонна советской сцены соглашалась выступать в самых дальних деревнях, на непрестижных площадках области, куда неохотно ехали даже самодеятельные коллективы - Людмила Зыкина была патриоткой и считала своим долгом на родине Ленина нести искусство простым людям, здесь ее считали названной мамой сирот Ивановского детского дома, которых она баловала концертами и подарками чаще всех.
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz