UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 30 января 2003 года №15



Полёты Брумеля


Вчера в Москве похоронили Валерия Брумеля. Этого легендарного прыгуна в высоту сегодня, возможно, не все знают. Но сорок лет назад подобного и представить было нельзя. К его фамилии не требовалось добавлять ничего.
Хотя добавить можно было многое: рекордсмен мира, олимпийский чемпион, чемпион Европы и СССР. Роскошный набор титулов, однако не только и не столько он делал Брумеля неповторимым. Всемирно известным кумиром Валерий стал благодаря двум линиям своей судьбы. Первая - его фантастический штурм рекордных высот в начале 60-х проходил на фоне противостояния сверхдержав - СССР и США. И Брумель ярко побеждал Америку. Более того, с его выходом на спортивную арену прервалась многолетняя мировая гегемония американцев в секторе для прыжков в высоту. Недаром три года подряд - с 1961 по 1963 - Брумель признавался журналистами лучшим спортсменом планеты. Такого не добивался больше никто. Второй поворот: тяжелейшая травма прыгуна, полученная на пике славы. Три года Валерий пытался восстановить изувеченную правую ногу и преодолел все - вернулся в сектор для прыжков, пусть и не с рекордными результатами. Судьба блистательная и трагическая одновременно. Главные события вместились в десяток лет.
Космонавт без скафандра
Свои рекорды Валерий Брумель устанавливал в те годы, когда состоялись полеты первых космонавтов, поэтому его прыжки называли космическими. Он и в сектор для прыжков ворвался, как ракета. Мальчишку, приехавшего с родителями с Дальнего Востока в украинский Ворошиловград, поначалу не жаловали в секции легкой атлетики - не находили таланта. Но в 16 лет он прыгнул на 2 м. Затем перебрался в Москву к знаменитому наставнику Владимиру Дьячкову. Наступил 1960 год, Брумелю было восемнадцать. Тут и начался его настоящий взлет. Юный талант неожиданно для многих установил рекорд Европы - 2 м 17 см. Несмотря на молодость, прыгуна взяли на Олимпиаду в Рим. Там он впервые обошел тогдашнего рекордсмена мира из США, чернокожего гиганта Джона Томаса, владевшего рубежом в 2 м 22 см. Но Брумель был... не совсем доволен. Ведь в Риме он завоевал только (!) "серебро", проиграв по числу попыток другому советскому атлету - Роберту Шавлакадзе. Поэтому Валерий решительно пошел на штурм мирового рекорда. Уже в январе 1961 года он взял в зале 2 м 25 см! Тогда высоты стоек для планки не хватило, под них пришлось подкладывать блины от штанги. Однако рекорд в зале не считался мировым, и в том же году Брумель постепенно дошел до 2 м 25 см на воздухе. Затем состоялась триумфальная поездка за океан. Американская федерация легкой атлетики устроила серию турниров с участием Томаса и Брумеля, а потом, наверное, кусала локти. Валерий ни разу не проиграл, обновил рекорд мира. Вообще на всех очных поединках Брумель уступил любимцу американцев лишь однажды и сам покорил Америку.
Свой лучший прыжок Валерий Брумель совершил в 1963 году на переполненном стадионе "Лужники" - взял 2 м 28 см. Сейчас этот рубеж не кажется фантастическим, но учтите, что тогда спортсмены разбегались не по синтетике, приземлялись в кучу песка, экипировка (туфли в первую очередь) оставляла желать лучшего. Да и прогрессивный способ "фосбери флоп" еще не был изобретен - Брумель "облизывал" планку перекатом.
О легендарном достижении нашего прыгуна говорит и то, что 2 м 28 см продержались в рекордах восемь лет. Уникальность спортсмена Брумеля подтверждается и таким фактом: в течение четырех лет он увеличил мировой рекорд на 6 см, а за последующие сорок лет высшее достижение поднялось только на 17 см. Говорят, Валерию помогали занятия штангой, что раньше прыгунами не приветствовалось. Он приседал с весом 170 кг, совершал на тренировке до ста прыжков на месте со сменой ног с грузом в 50 кг на плечах.
Американцы же считали, что порой русскому помогает дьявол. Как на Олимпиаде 1964 года в Токио. К ней знаменитый уже Брумель подошел не в форме, лишь с третьей попытки взял квалификационный норматив 2 м 03 см. На следующий день лил дождь, гаревая дорожка для разбега раскисла, но Валерий прыгал все увереннее. И вновь обыграл Томаса - по числу попыток. Тут и заговорили о дьяволе: ведь Брумель выступал под номером 666, доставшимся при жеребьевке. Хотя какая тут нечистая сила: просто прыгун выжал из себя все, после победы его почти уносили из сектора.
Право на прыжок после 30 операций
За свою невиданную славу и популярность Брумель заплатил сполна. Катастрофа случилась в 1965 году, когда атлет угодил в аварию. Брумель очень любил автомобили, сменил их за свою жизнь множество, но подвел его мотоцикл, да и то, когда за рулем был другой человек. После тренировки знакомая мотогонщица предложила подвезти домой. По дороге мотоцикл занесло на мокром асфальте, Брумель влетел в столб. Правую ногу покалечило так, что стопа висела на сухожилиях. Другой, возможно, быстро бы забыл о спорте, но не Брумель. Он фанатично пытался восстановиться. Тридцать операций за три года не дали результатов - нога не срасталась. Жена не понимала стремлений мужа и ушла. Валерий был близок к отчаянию, когда ему посоветовали как последнюю надежду ехать в Курган к травматологу Гавриилу Илизарову - тоже в будущем легендарному. Вернее, легендами эти люди стали во многом благодаря друг другу. Илизаров своим методом поставил Брумеля на ноги, даже, в шутку, сожалел, что прыгуну надо нарастить только 5 см ноги - доктор мог и больше. А Брумель через несколько месяцев после снятия аппарата приступил к тренировкам и взял высоту 2 м 05 см, хотя голеностоп почти не сгибался. Но беда не приходит одна: Брумель порвал коленную связку на толчковой ноге. Однако опять вернулся в прыжковый сектор - вот как хотел прыгать. Взял 2 м 07 см и окончательно ушел в 1971 году. Какое-то время занимался литературным трудом: писал романы и пьесы на автобиографическом материале. Известны его книги "Высота", "Не измени себе" (в соавторстве), пьеса "Доктор Назаров". На "Мосфильме" была снята художественная лента "Право на прыжок", где Брумель выведен под фамилией Мотыль.
И вот спортсмена, которому шел всего 61-й год, не стало. Сообщается, что умер в больнице после тяжелой и долгой болезни.
- Я поражен этим сообщением, - говорит ульяновский ветеран легкой атлетики Владимир Соколов. - Буквально прошлой весной видел Брумеля в Москве на соревнованиях ветеранов. Он приходил с женой и внуком, выглядел вполне нормально. Подходил и к нашему сектору, когда мы прыгали с шестом. Интересовался, как дела - открытый, доброжелательный. Мне еще посоветовал, мол, хватит прыгать, когда зуб у меня после прыжка вылетел. Я взял у знаменитого спортсмена автограф на память.
Рано и не по своей воле оставивший большой спорт Брумель чувствовал себя нереализованным и недооцененным. Пристойную квартиру в Москве получил только в 1970 году. Его спортивная стипендия была 250 рублей плюс премиальные за рекорды. Публика постепенно забывала космическую звезду спорта. А Брумель сетовал, что если бы не травма, то способом "фосбери флоп" он вполне добавил бы к своему лучшему результату сантиметров десять.
Владимир ПУГАЧЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz