UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 11 декабря 2003 года №186-187



Феномен Глазьева


Бесспорно, есть феномен Глазьева. Провинциал, в 29 лет блестяще защитивший в Москве докторскую диссертацию по экономике, - это очень сильно. Любимый ученик академика Шаталина (того самого, который писал программу с Явлинским). А вот теперь и герой думских выборов-2003. Если современные историки российского политического Олимпа раньше не питали к его фигуре неуемного интереса, то теперь все наоборот. Кто он, этот Глазьев? Вопрос не абстрактный. На ближайшие четыре года этот человек намерен определять жизнь и политику страны и ее населения.
Первые друзья - Гайдар и Чубайс
Сергей Глазьев родился в Запорожье, отец работал мастером на "Запорожстали", мать - инженером-проектировщиком. Прадед жил в Екатеринославской губернии, был крепким крестьянином, обладал сильным характером. После столыпинской реформы он выделился из крестьянской общины и стал вести хозяйство самостоятельно. Бабушка пятнадцатилетней девочкой спаслась верхом на лошади от проводивших коллективизацию чекистов.
После окончания школы Глазьев поехал в Москву, где сумел поступить в МГУ на экономический факультет и закончить его с отличием, получив специальность экономиста-кибернетика. Он смог поступить и в аспирантуру Центрального экономико-математического института, наиболее известного в стране центра экономической мысли, отличавшегося независимостью и научно обоснованной позицией.
В двадцать пять лет беспартийный аспирант защищает кандидатскую диссертацию. Затем побеждает на конкурсе исследовательских проектов в АН СССР и получает возможность сформировать исследовательскую лабораторию по проблемам долгосрочного технико-экономического развития. В двадцать девять защищает докторскую. С таким житейским багажом Глазьев встретил август 1991 года. Союзная элита оказалась сброшенной, на политической арене оказались совсем иные фигуры. Судьба как будто улыбнулась ему, сказав: "Вот твой шанс".
В реальности Глазьев оказался в гайдаровском правительстве. Там он явно померк на фоне более удачливых министров-капиталистов, обладавших подходящими ко времени качествами: практической сметкой, умением подать себя, цепкостью и ухватливостью. Уход от них Сергея Юрьевича был предопределен задолго до написания соответствующего заявления, но переполнил чашу терпения Глазьева разгон и расстрел Верховного Совета в 1993 году.
Почему он так долго оставался в идейно чуждой ему компании, не секрет. Без команды в политике он не мог существовать вообще. Будучи способным победить многих в ученой дискуссии, в публичной политике он блекнет, кажется чересчур заумным и даже занудным. Чтобы Глазьева оценили, его нужно подать. Разойдясь с менеджерами реформ, но оставшись в публичной политике, он был вынужден искать новую опору, чем и занимался все следующее десятилетие.
До октября 1993 г., еще до того как покинул правительство, он пытался опереться на вице-президента Руцкого, потом была Демократическая партия Травкина и ее фракция в Думе, потом - Конгресс русских общин и Лебедь и, наконец, коммунисты. Способности экономиста-профи везде были востребованными. Однако не более того. Во всех структурах, к которым он примыкал, Глазьев становился "приглашенным солистом", пользующимся безусловным авторитетом, но только в одной сфере. Собственно политика пока остается для него чужой тарелкой.
Коммунистический период
Самым удачным оказался симбиоз экономиста-государственника с коммунистами. Приход в КПРФ одного из реформаторов первой волны, появление в их фракции третьей Государственной Думы одного из самых активных членов фракции ДПР первого созыва выглядели символичными и привлекали внимание.
Одно время Глазьев активизировался в Ульяновске, близко сошелся с губернатором Горячевым. Но, по-видимому, не увидел здесь перспективы и пошел искать в другом месте.
Третье место, занятое кандидатом от КПРФ Глазьевым на губернаторских выборах в Красноярске, заставило многих поверить в то, что он и впрямь политик с нереализованным, чуть ли не президентским, потенциалом.
Не вступая в партию, он крепко держался за КПРФ, стал не только автором ее экономической программы, но и одним из самых активных пропагандистов, был председателем собрания избирателей, выдвинувшего Зюганова в президенты. Лишение КПРФ ключевых постов в парламентских комитетах и уход Селезнева, Горячевой и Губенко Глазьев комментировал во вполне партийном духе: "Нынешний парламентский кризис - дело рук администрации президента и политтехнологов, которые хорошо зарабатывают на выборах". Вполне разумно. Правда, теперь теми же словами можно откликаться на уход из КПРФ самого Глазьева.
"Подобрали" и "отмыли"
"Глазьева, как молодого экономиста, КПРФ "подобрала" и "отмыла", после того как он раскаялся в своей службе Ельцину, - сказал в одном из своих выступлений Зюганов. - Его вся наша партия и фракция раскручивали в ходе губернаторских выборов в Красноярске. Его подняли до уровня оппозиционного политика общефедерального масштаба, избрав сопредседателем НПСР. Но он все же поддался на уговоры партии власти. После встречи с Путиным дал согласие президенту создать параллельное избирательное объединение, в качестве конкурента народному блоку КПРФ".
Сперва разговор об уходе вроде бы и не шел. Напротив, Глазьев говорил о расширении электоральной базы КПРФ, о привлечении новых сил. По его словам, для этого и только для этого он к сопредседательству в Народно-патриотическом союзе добавил аналогичные посты в знакомом ему по лебедевским временам Конгрессе русских общин и Партии российских регионов, созданной еще одним старым знакомым по КРО Юрием Скоковым.
Однако вскоре Глазьев стал общаться с Геннадием Зюгановым посредством писем: сначала - с призывами принять свой план похода на выборы в расширенном составе, потом - с объяснением мотивов разрыва. Главное - мотивы и смысл поступка Сергея Юрьевича. Логично предположить, что он понял: при всех преимуществах сотрудничества с коммунистами оно не дает одного, даже малейшего, шанса на реализацию его идей.
Накануне читки последнего президентского послания Федеральному собранию он (вместе с Зюгановым, Алферовым и другими уважаемыми людьми) три часа беседовал с президентом в Кремле. Результат - нулевой. Не хочет власть работать с левой оппозицией и к рычагам управления страной ее никогда не пустит. Следовательно, чтобы реализовать какие-либо идеи, надо сотрудничать с первой, а не со второй.
Поначалу даже казалось, что это возможно. Союз Дмитрия Рогозина и Сергея Глазьева с примкнувшим Виктором Геращенко выглядел прототипом русской консервативной партии с серьезной социальной составляющей, способной предложить действующему президенту привлекательную программу развития страны. Блок, построенный по такой модели, боролся бы за голоса не только с коммунистами, но с "Единой Россией" и "Яблоком". Иллюзия была недолгой.
Появление на третьем месте в списке "Родины" Валентина Варенникова, заменившего там экс-главу Центробанка, все расставило по своим местам. Вместо перспективной партии профессионалов, способной побороться за голоса очень широкого круга избирателей, получился банальный спецпроект, направленный на "отъедание" части коммунистического электората. Массовый исход из блока потенциальных союзников, жалобы "евразийца" Александра Дугина на засилье националистов (это каким же должен быть национализм!) подтверждают этот вывод.
Спецоперация спецслужб?
По всему получается, что Глазьев просто попался на удочку антикоммунистической спецоперации, на спецслужбистский крючок. Конечно, никто не вербовал ученого, просто технологический принцип тот же: расписали перспективы реализации его идей об изъятии природной ренты и формировании разумной промышленной политики, а в качестве первого шага предложили формирование нового блока. Потом направили это формирование в нужную сторону. Вот и все. А пути назад уже нет. Списки сверстаны и отнесены в ЦИК. Самое обидное для Сергея Юрьевича будет, если он поймет, что его любимую идею изъятия природной ренты с разумным ее направлением на развитие промышленности и социальные нужды никто из организаторов этой спецоперации на практике воплощать не собирается. Даже если из нефтяников "выжмут" ренту, она попадет в распоряжение не народа, а других бизнес-кланов, тех, например, которые сейчас ратуют за повышение пошлин на иномарки как средство развития отечественного автопрома. Промышленные и оборонные кланы по аппетитам ничуть не хуже нефтяных, "поразвивать" чьи-нибудь деньги они тоже будут не прочь.
Эти мрачные прогнозы если и сбудутся, то потом. А сейчас Сергей Глазьев - победитель. И дальше этого идти некуда.
Софья Рыжова, по материалам Интернета.
Досье
Глазьев Сергей Юрьевич родился 1 января 1961 г. в городе Запорожье. В 1983 году закончил МГУ им. Ломоносова по специальности экономист-кибернетик, затем аспирантуру Центрального экономико-математического института АН СССР. В 1986 г. защитил кандидатскую, а в 1990 г. - докторскую диссертацию. В 1999 году присвоено ученое звание профессора. С 2000 г. - член-корреспондент РАН. 1986-1991гг. - младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией ЦЭМИ АН СССР. 1991-1992гг. - первый заместитель председателя Комитета внешнеэкономических связей РФ, первый заместитель министра внешнеэкономических связей РФ. 1992-1993гг. - министр внешнеэкономических связей РФ. 1994-1995 гг.- депутат Государственной Думы 1-го созыва, председатель Комитета по экономической политике. 1996 г. - начальник управления экономической безопасности аппарата Совета Безопасности РФ. 1996-1999гг. - начальник информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации РФ. С января 2000 г. - депутат Государственной Думы (член фракции КПРФ), до 3 апреля 2002 г. занимает пост председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству. В ноябре 2002 г. работает в Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы. Возглавляет Комитет по содействию внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленной палаты РФ. Входит в состав президиума Российского союза товаропроизводителей, председатель Ассоциации внешнеэкономических организаций России, член редколлегии ряда научных и периодических изданий, а также Общественного совета по подготовке к изданию Православной энциклопедии. Сопредседатель Народно-патриотического союза России, Союза православных граждан. С марта 2003 г. - председатель общероссийской общественной политической организации "Конгресс русских общин" (КРО). С 31 мая 2003 г. - сопредседатель политической партии "Партия российских регионов". В августе 2003 г. Глазьев возглавляет избирательную коалицию народно-патриотических сил, объединившую более 20 партий и движений. 14 сентября объединительная конференция трех блокообразующих партий ("Партия российских регионов", "Народная воля", "Социалистическая единая партия") принимает решение о создании избирательного блока "Родина".


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz