UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 19 октября 2002 года №155-156



Гарем по-русски


Пока ученые, политики и публицисты спорят, можно ли в России узаконить многоженство, гаремы по-русски процветают, хотя и в особой форме.
Однажды ко мне на консультацию пришел сорокалетний Николай, владелец нескольких фирм. Образ жизни вполне праведный. Семья - жена Наталья и два малыша - угнездилась в уютнейшем уголке Подмосковья. Живут душа в душу.
Николай просто пылинки сдувает с домочадцев и ни в чем им не отказывает, благо возможности позволяют. Наталья хочет заняться собственным бизнесом? Пожалуйста, открыл для нее модный бутик. Для детей - лучшие учителя. Продукты - только высшего качества. Поездки - кто куда пожелает. После работы - никаких соблазнов успешных мужчин: сразу домой, к любимым и дорогим, чтобы и с детьми поиграть, и жену обнять.
А все потому, что Николай за свои сорок лет проникся ценностями семейной жизни: эта попытка достичь счастья - уже третья. Лишь теперь он научился ценить супружеское доверие, забавы малышей и домашний уют, наловчился упреждать едва заметные намеки на конфликт. Теперь он и к своим предыдущим двум семьям относится с еще большей теплотой и заботой.
С первой женой, Алкой, они познакомились в МГУ, когда она, главная красавица курса, выиграла соревнования по художественной гимнастике, а он лучше всех конкурентов проплыл стометровку. Тогда-то в нем и проснулась нежность к хрупкой гимнастке, которая все десять лет их супружества вдохновляла его на заботу о себе и двух малышах.
В тридцать лет избыток жизненных сил дал о себе знать, и Николай увлекся своей секретаршей Машей. Алке с детьми было оставлено все, нажитое бизнесом, кроме любви, успешно перенесенной на новую территорию.
С Машей семейная жизнь была бурной, но недолгой. После удовлетворения основных инстинктов молодой хищницы наш герой был сменен на крепкого охранника своего же офиса. Но в момент, когда план мщения изменникам был готов, глаза Николая встретились с сострадательным взглядом главбуха Натальи, которая год назад потеряла мужа и не понаслышке знала, что такое горе. Наталья кинулась утирать слезы боссу, а он, в свою очередь, забылся в ее объятиях, постигая все преимущества бальзаковского возраста. Друзья искренне любовались счастливыми лицами зрелых молодоженов, которые предавались милым удовольствиям новорожденного брака - обустраивали хозяйство и ждали малыша.
Взрослые дети Наташи уже выпорхнули из гнезда, Николай им помог и с образованием, и с работой, а закон сохранения количества детей продолжал действовать: скоро супруги оказались в привычном окружении двух малышей, перед семейными заботами, с которых и начался наш рассказ.
Вернув душевное спокойствие, Николай огляделся и понял, что у него теперь одна большая семья: три жены и восемь детей.
Алка так и не вышла замуж, видимо, слишком сильно его любила. Он выдавал ей содержание из расчета 1000 у.е. в месяц, рассчитывая, что его отношение, хоть и выраженное в такой прагматичной форме, поможет сохранить крепкую родственную связь. Так и получилось: визиты к первой жене стали ежемесячным праздником, дети хвалились успехами, а папа наставлял всех советами, заодно помогая Алке в ее бизнесе. Консультации проходили так успешно, что в результате первая любовь возглавила одно из отделений его банка. И видеться они стали чаще и теплее, как и полагается близким родственникам.
Глупую секретаршу Машку через два года жизни с охранником пришлось спасать - ее квартиру ограбили, а детей соглашались вернуть только в обмен на деньги. Сюжет их освобождения разворачивался так молниеносно, что Николай не понял, чего в его действиях было больше - страха за детей или удовольствия от демонстрации своего могущества. Так вторая семья тоже перешла под его покровительство, а Машка, раскаявшись, быстро устроилась на работу в одну из многочисленных фирм мужа.
Николай сожалел лишь об одном: первые жены живут отдельно от нынешней семьи и не соглашаются переехать в его просторный загородный дом. Поэтому он лишен возможности каждый день видеть всех своих детей и заниматься их воспитанием. Так широта мужской натуры разбилась об эгоизм женщин, воспитанных в духе западного собственничества.
Как выглядит эта ситуация на взгляд психолога?
Наш герой одновременно содержит три семьи, делая посильный отцовский вклад сразу в восьмерых детей - хотя иной мужчина даже одну семью не содержит и никакого влияния на детей не оказывает. С учетом хронического дефицита мужчин получается, что наш герой работает не только за себя, но и за двух других парней, которые не могут или не хотят реализовать себя в семье и детях. То есть Николай - реальный герой нашего времени, эффективно отвечающий на вызовы современности.
А с женской точки зрения? Как посмотреть. С одной стороны, Николай - идеальный муж. Деньги в дом приносит и ничего не требует, истерик не устраивает, в нетрезвом виде не появляется, за грязную посуду не упрекает, с детьми общается, лучшее образование им обеспечивает. Не всегда доступен? Так у подруги - обычный муж, и то не дозовешься, денег приносит мало, а требований, как у арабского шейха.
Но с другой стороны - все женщины страдают. Прежние жены от того, что муж не с ними, сегодняшняя - что деньги и внимание мужа делятся между тремя женщинами и многими детьми. Ревность, обиды... Конечно, прежние жены могли бы снова выйти замуж. Но не хотят: большинство мужчин очевидно проигрывают при сравнении с бывшим мужем, да и трудно рассчитывать на равноценную финансовую заботу из других рук. Так что предыдущим супругам Николая во всех смыслах выгоднее оставаться его прошлыми женами, чем вступать в новый брак. Вот такая невеселая картинка... Неужели в этом семейное счастье успешного мужчины?
Мои усилия как психолога при работе с Николаем были направлены в первую очередь на то, чтобы помочь ему снизить конфликтность многомерной ситуации в его "гареме по-русски". Как распутать этот узел - не знаю. А разрубить нельзя: удар придется по людям...
Евгения ВАРЛАМОВА, психолог, Москва.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz