UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 8 октября 2002 года №149



Беда в том, что денег мало


Администрация области разработала программу развития региона. Директор департамента экономики Игорь Егоров убежден, что это очень нужный и полезный документ.
- Игорь Игоревич, прежде чем вести речь о программе и о том, нужна ли она, выскажу такую мысль. У многих в области сложилось впечатление, что в ее экономике ничего, кроме беспрерывной череды скандалов на почве передела собственности, в последнее время не происходит. Вы с этим, конечно, не согласны...
- Конечно, нет. На мой взгляд, ощущение огромного числа людей чисто психологическое и основывается на сообщениях СМИ. Мало кому интересны в этой связи данные статистики. Их изучают только профессионалы, те, кто этими вопросами специально занимается. Для большинства же важно, чтобы каждый год вводились новые объекты, жилые дома, начинали работать заводы, которые до этого простаивали. Если люди это реально видят, они считают, что в экономике происходит что-то позитивное. Между тем статданные свидетельствуют, что за полтора последних года зарплата, например, в бюджетной сфере области выросла почти в два с половиной раза.
- Она выросла у бюджетников всей страны - благодаря президенту и правительству.
- Но кроме бюджетной есть и другие сферы. Так вот в целом средняя зарплата в регионе выросла за этот период где-то в два раза и впервые за последние 10 лет достигла отметки 100 долларов. Причем это та зарплата, которую люди получают официально, через кассу. Ниже всего она в малых предприятиях розничной торговли, сельского хозяйства и капитального строительства - менее тысячи рублей в месяц, что является откровенной неправдой. Это означает, что многие получают зарплату не через кассу.
Есть и еще очень важный показатель - реально располагаемые доходы населения. Они выросли у нас по итогам восьми месяцев на 17 процентов.
- Опять же замечу, что как раз в этот период центральное правительство особенно интенсивно повышало всякого рода выплаты, включая пенсии, а пенсионеров в нашей области, если не ошибаюсь, больше 300 тысяч человек...
- Даже если зарплаты повышает Москва, деньги на них находит все равно область.
- Я хочу только сказать, что все это требует как минимум более детального анализа, без которого делать далеко идущие выводы о процессах в экономике, на мой взгляд, рискованно. Главное в ней, наверное, все-таки промышленность.
- По итогам восьми месяцев текущего года в ней зафиксирован пятипроцентный рост. Еще один индикатор - доходы областного бюджета. В этом году они обгоняют инфляцию.
- Если бы к этому еще тепло в квартирах, да горячую воду постоянно, а не только в честь знаменательных событий типа Дня Победы или переписи населения, совсем было бы хорошо. Но перейдем к программе. Кто ее разрабатывал?
- Группа специалистов администрации. В качестве экспертов привлекались ученые ульяновских вузов. Когда мы ее разрабатывали, мы в первую очередь смотрели на те тенденции, которые есть в других регионах России и в стране в целом. Ситуация противоречивая. Везде рост производства, но сейчас его темпы снизились. На той материальной базе, которую имеет российская промышленность, особого рывка ждать не приходится. Нарастает отставание. А выигрывают в этих условиях те регионы, куда удается привлечь больше внешних инвестиций. Именно внешних. Внутренние есть прежде всего там, где есть мощные предприятия топливно-энергетического комплекса. Там и население живет лучше. Ульяновская область входит в число 10 субъектов федерации с наибольшей долей машиностроения в структуре промышленного производства. И мы - один из немногих регионов, где продукция машиностроения превышает 50 процентов в экспорте.
Что происходит в промышленности области, и с чем органы власти сталкиваются сейчас и будут сталкиваться в ближайшие годы? В нашу область, как и во многие другие, пришли трансроссийские компании. У нас это "Славнефть", "Северсталь", группа Дерипаски, самарский "СОК", владеющий с некоторых пор ижевским автозаводом. Договариваться с этими корпорациями властям порой очень нелегко. К тому же за два-три последних года изменились и взаимоотношения директорского корпуса с гос. властью. Если раньше и там, и там были люди одной формации, как правило, с партийным и комсомольским прошлым, десятилетиями знавшие други друга, то сегодня резко обновляется и директорский корпус, и госаппарат. Наряду с директорами, длительное время возглавлявшими свои заводы и ставшими фактически их хозяевами, появились 35-45-летние молодые люди, которые приезжают в Ульяновск как в командировку. Новые владельцы их часто меняют, поэтому и договариваться по ключевым вопросам властям нередко приходится с владельцами, а не с директорами заводов. Тот же УАЗ. При разработке программы мы исходили из фактора, что состояние этого предприятия определяется сегодня возможностями "Северстали". Так на протяжении этого года завод трижды менял планируемые объемы выпуска машин, сокращал их. Если мы обсуждаем перспективы развития нефтяной отрасли, мы должны иметь в виду, что контрольные пакеты всех четырех ульяновских нефтепредприятий принадлежат "Славнефти".
- Может, зря их отдали?
- В ульяновской прессе тема распродажи обсуждается очень активно, но, насколько я знаю, в прошлом году официально, на условиях конкурса, приватизировалось только одно предприятие - Вешкаймская птицефабрика "Луч". Ее контрольный пакет ушел к саратовцам. У других реальные собственники сменились либо посредством скупки акций на вторичном рынке, как на кожкомбинате, либо через процедуру банкротства, как на радиоламповом заводе. Вывод предприятия из кризиса требует больших денег. Если собственником становится фирма со скромными ресурсами, все сводится к трем вещам: наведению на предприятии элементарного порядка и установлению контроля над закупкой комплектующих и сбытом продукции. Все. Никаких вложений в модернизацию производства не делается. И на моей памяти ни один ульяновский предприниматель, став владельцем какого-то завода, не пошел на коренное обновление производственных фондов. А среди перешедших под контроль местного бизнеса есть и очень приличные объекты. Это АО "Милан", "Автодетальсервис". У новых хозяев зачастую недостаточно средств для серьезных инвестиций, вот в чем беда.
- Пресса, кстати, не говорит, что переход наших предприятий к иногородним - это всегда плохо. Речь о другом - о скандалах вокруг передела собственности. Тем более что эти скандалы и инвесторов распугивают.
- Скандалы бывают иногда заказными.
- Ни один скандал, попавший на страницы "СК", не был заказным. Ни сахарный завод, ни "Симбирск-спирт", ни другие.
- Я не про "СК".
- А раздел "Сельское хозяйство" в вашей программе есть?
- Разумеется. Мое убеждение, что магистральный путь развития агропромкомплекса - это создание вертикально интегрированных структур производства продукции и ее переработки. В рамках таких структур есть возможность доходы между сельхозпроизводителями и переработкой делить справедливо, экономически обоснованно.
- Означают ли Ваши слова, что почти два года наша область шла в обратном направлении, ведь первое, что сделала новая администрация, это разделила производство сельхозпродукции и переработку?
- Все полтора года в администрации вокруг этого идут споры. Я излагаю свою собственную позицию, которую ни разу за это время не менял. Я, кстати, думаю, что от распределения функций внутри администрации зависит меньше, чем кажется. То, что вопросами агропромышленного комплекса занимались два вице-губернатора, а не один, не является основанием, чтобы не создавать вертикально интегрированные структуры. Если вся Россия идет этим путем, мы должны идти им же.
- Какие-то конкретные проекты в сфере сельхозпроизводства намечены?
- Да. Сейчас хозяйства страдают, как это ни парадоксально, от высокого урожая. Он привел к падению цен на зерно, поэтому в число первоочередных задач входит строительство на Волге терминала и фрахт судов для доставки нашего зерна в порты Черного моря и Балтики, откуда его можно будет экспортировать. К российскому фуражному зерну интерес за рубежом сегодня немалый.
- Здесь тоже нужны инвестиции. С тем, что они нужны, и чем больше, тем лучше, спорить никто, наверное, не будет, но где они?
- Я могу сказать, что планируется в этой сфере. Если брать опорные точки, надо иметь в виду, что в некоторых районах нашей области практически отсутствует налогооблагаемая база. В Тереньгульском, например. Когда в программе говорится о приоритетах, это тоже учитывается. Что можно сделать в ближайшие два года? Во-первых, привлечь инвестиции от "Славнефти" - на разведку и увеличение добычи нефти. Во-вторых, найти деньги, то есть опять же инвесторов, на освоение месторождений кварцевого песка в Тереньгульском и Сенгилеевском районах. Инвесторы, на наш взгляд, должны вкладывать деньги и в строительство горно-обогатительного комбината - обогащенный песок стоит дороже - и в строительство одного или двух стекольных заводов. Сейчас рассматриваем сразу несколько проектов. Обязательное условие с нашей стороны, чтобы инвестор имел не менее 10-15 млн долларов - для организации производства стекла.
Конечно, ни местная власть, ни ульяновский бизнес не в состоянии решить в полной мере проблемы УАЗа или "Авиастара", но есть в области более мелкие производства, которые, однако, вытесняются с рынка. Например, производство стройматериалов. Очень больших финансовых вложений тут не требуется. Сейчас обсуждаем организацию выпуска по итальянской технологии красного керамического кирпича. Это на базе ишеевского завода "Стройпластмасс". Есть целый ряд проектов в сфере производства сухих смесей и отделочных материалов.
- Среди проектов я нашел и такой, как строительство в Ульяновске Дворца спорта с искусственным льдом. Неужели это так важно - у нас сплошь и рядом денег нет даже на вещи, необходимые больницам для лечения маленьких детей?
- А давайте проведем по поводу Дворца спорта опрос среди мужской части населения.
- Возможно, скажут "да". Спросить, а надо ли повысить зарплаты в пять раз, тоже скажут "да". Опросы - вещь скользкая. Такой момент: разного рода программ разрабатывается много. Что Вы сказали бы в качестве аргумента за то, что ваша программа действительно нужна?
- Я напомнил бы слова древних: "Если вы не знаете, куда плывете, никакой ветер не будет вам попутным". А программа как раз и призвана определить направление движения. Что касается Дворца спорта, я считаю, что он нужен.
- Когда эта программа, если она станет руководством к действию, сможет принести плоды?
- В силу большой доли машиностроения в областной экономике, о чем я говорил выше, резкий скачок невозможен. Но в программе нет ничего нереального. Нужна только работа, повседневная, черновая.
Беседовал Геннадий ЯКИМЧЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz