UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 5 октября 2002 года №147-148



Опять двойка!


Родители и школьники готовятся к серьезному испытанию - единому государственному экзамену. В этом году эксперимент прошел в 16 регионах страны, сегодня уже можно говорить о его результатах. И они, если честно, не вдохновляют.
Суть единого экзамена в том, что школьники вместо традиционных выпускных экзаменов будут проходить тестирование, по итогам которого им выдадут аттестат зрелости и зачислят в вуз. Тест проводится по основным предметам, в нем содержится около 50-70 вопросов. Он состоит из трех частей: в первой необходимо выбрать правильный ответ из четырех вариантов, почти как в игре "Кто хочет стать миллионером?", во второй - вписать недостающее слово, в третьей - написать развернутый ответ на вопрос или решить задачу. Первые две части сканируются и отправляются для проверки в Москву, третья проверяется на месте независимыми экспертами. Оценка выставляется по стобалльной шкале.
Единый экзамен, по замыслу авторов, преследует несколько целей: освободить абитуриентов от двойной нагрузки - выпускных и вступительных экзаменов, ликвидировать коррупцию при приеме в вузы, дать возможность поступать абитуриентам из малообеспеченных семей и, наконец, позволит Министерству образования сравнить уровень образования в разных регионах страны и сделать соответствующие выводы.
О том, как прошел эксперимент, равно как и о его результатах, Минобразования не спешит сообщать. "Министерская почта пуста", - сказали корреспонденту "СК" в вузах и областном Управлении образования. Информацию о проведении единого экзамена в регионах этим летом мы почерпнули в журнале "Коммерсантъ Власть".
Тесты проходили под эгидой секретности, борьбы со шпаргалками и подсказками учителей. Экзаменационные материалы доставлялись фельдъегерской службой, вскрывались на глазах у выпускников. (Тем не менее перед экзаменом у ворот школ стояли люди, предлагавшие купить правильные ответы.)
Сам экзамен проходил не в привычной обстановке - детей увозили подальше от школы. Контролировали процесс чужие учителя.
Первый и самый заметный итог экзамена состоял в том, что появились двойки. По сведениям руководства Ульяновского технического университета, нашедшего доступ к результатам эксперимента, неудовлетворительную оценку получил каждый четвертый выпускник. В этом случае в аттестат выставлялась итоговая оценка за год. Например, по русскому языку двойки получили 26,4 процента протестированных, по математике - 24,7, биологии - 27,8, физике - 27,3. Результаты весьма неожиданны, если, например, учесть, что в Новосибирской области - российском центре физической науки - двоек и троек оказалось больше, чем в среднем по России. В Красноярском крае средний балл по математике составил всего лишь 3,35. При этом процент полученных пятерок по тем или иным предметам составил от 5,1 до 6.
- Единый экзамен, как он был замыслен изначально, не пройдет, - считает ректор педуниверситета Юрий Грушевский. - Есть предметы, по которым его недостаточно, все равно придется сдавать вступительные экзамены. Это касается творческих профессий, физкультуры, иностранных языков. Абитуриенту придется доказать, что у него есть слух, он умеет рисовать, плавать, прыгать, что у него нет картавости. Это одна сторона медали. Другая - подразумеваемая борьба с коррупцией. Она в вузах существует, но с введением единого экзамена она обретет еще большие размеры, так как абитуриенты и их родители, чтобы оказаться в вузе, пойдут на любые другие уловки. Министерству образования нужно называть вещи своими именами: речь идет о коммерциализации обучения. Приватизация пока не коснулась только двух сфер: военной и образования. Процесс начнется с введения единого экзамена.
Люди знающие предсказывают увеличение коррупции за счет репетиторства теперь и школьных учителей, плюс других педагогов, которые будут натаскивать учеников правильно работать с тестами, быстро выбирать нужные ответы, отсекать ответы-ловушки, похожие на правильные. Говорят, первые объявления о подготовке к тестам уже начали украшать столбы, этот рынок пустовать не будет.
- На каждую танковую броню есть противотанковая пушка - это к ситуации с натаскиванием по тестам, - говорит ректор технического университета Александр Горбоконенко. - Мы уже три года проводим приемные экзамены в форме тестирования. На наш взгляд, это наиболее объективная форма оценок. Мы готовим школьников и учителей к этой форме работы, у нас существует оснащение для переработки тестов. Но все же я против того, чтобы наша область участвовала в эксперименте - я вообще против экспериментов с живыми людьми, тем более с детьми.
На следующем этапе единого экзамена каждый выпускник в зависимости от набранных баллов получит Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), то есть узнает, чего он стоит в буквальном смысле. Через рублевую оценку будут проходить 17-18-летние подростки с чувствительной психикой и неустойчивой самооценкой. По данным журнала "Коммерсантъ Власть", в Германии, где существует форма единого экзамена, пик самоубийств приходится как раз на июнь, когда в школах проходит централизованная аттестация. На что надеются чиновники и педагоги нашей не такой благополучной страны? В тех государствах, где уже вкусили плоды этого экзамена, сейчас растет движение за его отмену. Школьников призывают саботировать централизованное тестирование.
Прошедший в этом году эксперимент по единому экзамену, конечно же, продемонстрировал и положительные стороны, которые нельзя сбрасывать со счетов. Факт, что по результатам эксперимента 2001 года, прошедшего в четырех регионах страны, в вузы поступили на 10 процентов больше выпускников сельских школ, чем при проведении обычных экзаменов. Некоторые поступили одновременно в несколько вузов, оставалось только выбрать лучший и отвезти документы. И последнее школьное лето было свободно от учебных проблем.
Алина БОРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz