В ноябре минуют первые сто дней, как генеральный директор Заволжского моторного завода Виктор Клочай возглавил и Ульяновский автомобильный.
Хороший повод для интервью: руководитель вполне успел составить свой взгляд на многие проблемы предприятия. Но надо же такому случиться, что именно в это время по Ульяновску пошли сенсационные слухи и разговоры про УАЗ. Причем не только по "лавочкам", но и по высоким кабинетам. Заговорили, что "Северсталь" продает УАЗ "Русскому алюминию" ("империя" Дерипаски). Что выводит свои автопромовские активы из Ульяновской области и будет платить основную сумму налогов в другом месте. Но, пожалуй, самый странный слух: Клочай уходит с поста гендиректора УАЗа. Едва получив назначение, едва осмотревшись. Заявление якобы уже написал. Поводов для интервью прибавилось.
- Виктор Владимирович, правда, увольняетесь? Неужели Вас так испугало увиденное на УАЗе? Ведь и на ЗМЗ, наверное, было не лучше, когда Вы туда пришли.
- Конечно, реальное положение дел на автозаводе оказалось несколько сложнее, чем представлялось, но это закономерно по мере углубления в проблему. Каких-то знаменательных открытий я не сделал, поэтому пугаться нечего. А насчет моего ухода... Меня и с ЗМЗ молва увольняла не раз. Вот и в Ульяновске не успел съездить в командировку - "уволили". Думаю, это происходит потому, что есть люди - и вне УАЗа, и внутри него, - заинтересованные в дестабилизации обстановки. Им не нравятся перемены. Пусть слухи останутся на их совести, а я продолжаю работать.
- Что можете сказать по поводу разговоров о продаже "Северсталью" УАЗа и ЗМЗ?
- Таких намерений нет и в помине. Тем более не собирается нас покупать "Русал": ему достаточно головной боли от своих автомобилестроительных активов. ЗМЗ они, возможно, с удовольствием купили бы, так как ГАЗ берет там двигатели для "Волги". Но "Северсталь" свой автопром не продает. В ином случае генеральный директор "Северсталь-авто" Вадим Швецов не мотался бы по Европам и Азиям в поисках альтернативных поставщиков, потенциальных партнеров, рынков сбыта для "уазиков".
- Не собирается ли "Северсталь" вывести из Ульяновской области финансовые потоки, проходящие через УАЗ, о чем тоже появилась информация. Для областного бюджета это было бы смерти подобно: налоги с УАЗа составляют почти треть казны, за 9 месяцев 2002 года автозавод перечислил 91 млн руб. в облбюджет и 101 млн руб. - в городской.
- Позиция холдинга такова: не выводить финансовые потоки ниоткуда, где имеются его активы. Хитрых схем с торговыми домами по закупкам, по продажам мы не создаем. Налоги платятся там, где работают предприятия "Северстали" - в Мурманской области, Карелии, Туапсе, Находке, Череповце, Ульяновске... Зачем вообще выводить активы из регионов, где имеешь предприятия?
- Причины бывают разные. Например, плохие отношения с местной властью. Или непривлекательность региона для иностранных инвесторов. В Ульяновске второе вполне может быть, учитывая проблемы вокруг египетских инвестиций на "Авиастар".
- К власти нужно относиться уважительно, раз мы ее избрали. Проблем здесь для себя я не вижу: у ОАО "УАЗ" нормальные отношения и с городской, и с областной властью. С большей частью чиновников я уже познакомился, вопросы решаем.
Инвестиционный климат в области - дело важное, но зарубежные инвесторы Ульяновска не пугаются. Серьезных претензий к региону у них нет. Сейчас вообще, на мой взгляд, политические факторы все меньше тормозят приток инвестиций из-за границы, больше мешают экономические. В дырявый карман денег не кладут. Стратегических инвесторов в первую очередь интересуют финансовое положение предприятия, качество продукции, культура производства и особенно менеджмент. Очень часто при плохом менеджменте иностранцы сворачивают работу - не верят в перспективы. Если на заводе процветают воровство, злоупотребления, высок процент брака, высоки затраты, никто нам денег не даст. Если идешь с иностранцами по цехам и встречаешь толпы незагруженных людей, убедить гостей в эффективности нашего производства невозможно. Пора понять: просто так никто на УАЗ с долларами не придет - нужны перемены. Их не все желают - есть на заводе молчаливое противодействие. Но как было раньше, жить нельзя - это бесперспективно. И я уверен, что нам удастся переломить ситуацию, осуществить свои планы.
- Давайте перейдем к ситуации, складывающейся сегодня на заводе.
- Она непростая, но исправимая. Вопрос в цене, времени и усилиях, которые для этого понадобятся. Причем нужны усилия не только акционеров и топ-менеджеров, но всех, каждого работника завода. Взять, например, качество нашей продукции. Скажу честно, с таким продуктом находиться на рынке стыдно. Я регулярно бываю в цехах, на конвейере, пытаюсь найти автомобиль, который можно без натяжек назвать качественным. Пока не получается. Значит, вопрос качества для УАЗа - жизненно важный. Ведь сегодня армия, например, составляет лишь 0,2 процента от наших продаж, а когда-то была главным покупателем. Поэтому необходимо убеждать физических лиц, что потратить деньги на "уазик" - выгодно. Качество машины здесь - главный аргумент. А оно зависит и от комплектующих, поступающих на завод, и от исполнительской дисциплины каждого автозаводца. Поэтому, создавая новый перспективный модельный ряд, будем качественно улучшать старый. Несколько бизнес-проектов уже принято, другие - в стадии рассмотрения.
- Расскажите об этом подробнее.
- На последнем заседании совета директоров решено начать создание на заводе мощностей по производству мостов "Спайсер" - до 90 тысяч штук в год. Приступаем к разработке производства новой косозубой раздаточной коробки (100 тыс.штук в год). Необходимо привести в порядок оснастку, которая не ремонтировалась три года. Сейчас готовим кредитное соглашение со Сбербанком на десяток миллионов долларов, чтобы профинансировать первоочередные дела. На обновление покраски денег понадобится в пять-семь раз больше, но вкладывать их необходимо, чтобы улучшить качество машин.
- Производственную программу на этот год УАЗу пришлось уменьшить, а что со следующей?
- Она вырастет на 10 тысяч против нынешней скорректированной - выпустим 83 тысячи автомобилей. Собрать можно и больше, но ведь надо еще их продать. А у нас пока и машина не идеальная, и сбыт до конца не отлажен. Сегодня УАЗ фактически кредитует дилеров, предоставляя им отсрочки платежа, - такого в мировой практике автозаводов представить невозможно.
Российский рынок плечами не раздвинешь. Чтобы выполнить программу 2003 года, нам необходимо нажать на экспорт, продвигать "уазики" в страны третьего мира. В следующем году планируем продать на экспорт около 16 тысяч машин, довести к ноябрю 2003 года экспортные поставки до 2-2,5 тысячи в месяц. Считаю, это возможно: за последние три месяца темп прироста экспортных продаж идет в том графике, в каком мы планировали.
- Управленческая команда, работавшая до Вас, вроде бы все делала правильно, придя на "тонущее" предприятие. Уходила от бартера, выстраивала бюджетирование, наводила порядок в сбыте и поставках... Как Вы считаете, она все-таки допускала ошибки или просто не успела осуществить задуманное?
- Думаю, и то, и другое. По-моему, прежние руководители не совсем верили в то, что делали. А раз не веришь в успех - не берись за работу. Результата не будет. Во-вторых, они слабо использовали потенциал специалистов УАЗа, не советовались с ними по обсуждаемым проблемам. В итоге не могли убедительно сформировать ни производственную программу, ни инвестиционные проекты. Ни по одному инвестпроекту совет директоров фактически так и не принял окончательного решения.
Проанализировав ситуацию, мы обнаружили немало слабых мест. Скажем, первоначально на производство в год 50 тыс.мостов "Спайсер" требовались вливания в 11 млн долларов. Более внимательные расчеты позволили снизить цену проекта до 2 млн долларов. Существенная экономия! Или модельный ряд. Инвестиции в новый однотонный грузовик нужны не очень большие - в основном в штампы, на кабину. Так нужно бегом это делать! Сейчас у меня есть ощущение, что стратегия УАЗа на 8-10 лет вперед сформулирована. Теперь нужно, дорабатывая ее, идти вперед шаг за шагом. Не широко, чтобы штаны не порвать, но и на месте не топтаться. Распишем график, разумно проведем инвестиции. У УАЗа есть будущее, надо только выполнить поставленные цели.
Владимир ПУГАЧЕВ.