UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 7 мая 2002 года №64-65



Сердце просит скальпеля


В течение двух дней в Ульяновской детской клинической больнице принимал детей, нуждающихся в операции на сердце, Сергей Горбачевский, профессор, заведующий отделением врожденных пороков сердца с высокой легочной гипертензией Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева РАМН. Вместе с ним в Ульяновск приезжал Михаил Якуба, директор московского представительства американского благотворительного фонда "Дар жизни". Для многих детей и их родителей этот визит стал надеждой на выздоровление и саму жизнь.
В кабинете УЗИ консультативно-диагностического центра детской клинической больницы доктору Горбачевскому показывала своих пациентов Ирина Белокриницкая, врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, председатель Ульяновского отделения ассоциации детских кардиологов России, и другие детские кардиологи. В этом году, в отличие от предыдущего, Горбачевский приехал без своего специалиста по эхокардиографии, он уже имел возможность убедиться, что в Ульяновской детской клинической больнице есть свои опытные специалисты.
В перерыве между осмотром нам удалось поговорить с профессором Горбачевским.
- Как вышло, что Вы берете столько ульяновских детей к себе на операцию? Бесплатную операцию.
- Во-первых, я ежегодно провожу курсы повышения квалификации врачей в нашем Центре. Среди тех, кто приезжал на них, оказались люди, которые работают в Ульяновске. То, что я здесь, - это результат нашего личного знакомства с доктором Белокриницкой, которое произошло в институте Бакулева. Ульяновск - не единственный город, куда я езжу и где отбираю детей на операцию.
Во-вторых, лет пять назад я начал работать с американским благотворительным фондом "Дар жизни". Он выделяет деньги для операций русских детей в России и часть детей отправляет в Америку, где операции делают американские хирурги.
- В Ульяновске много детей, нуждающихся в операции на сердце?
- В реестре доктора Белокриницкой порядка 700 детей с врожденными пороками сердца. Это не значит, что все они нуждаются в операции. Примерно четвертая часть.
- Сколько Вы сможете взять детей на операции в год?
- Тут вот в чем проблема. Сейчас бесплатных операций практически нет. Другое дело, что они в подавляющем большинстве бесплатны для родителей. Но за них кто-то платит. На первом месте Минздрав, конечно. Он выделяет энное количество денег на энное количество больных. Дальше это распределяется по городам. Вроде бы существует объективный критерий, сколько денег выделить туда-то, туда-то, туда-то. Сначала получают данные, сколько больных нуждается в операции, исходя из этого составляется пропорция. Но цифры достаточно приблизительны. Скажем, если люди серьезно занимаются проблемой, как доктор Белокриницкая и эта больница - розыском больных детей, диагностикой, - то их цифра может в 2-3 раза отличаться от той, что выдает Департамент здравоохранения Ульяновской области в Минздрав России. Если бы чиновники Департамента чаще общались с Белокриницкой, они бы лучше представляли себе ситуацию. В общем, исходя из представленных цифр, Минздрав выделяет квоты (противное в данном случае слово), в рамках которых дети бесплатно оперируются в нашем Центре.
Вторая возможность прооперироваться - это различные фонды, в том числе "Дар жизни", который позволяет нам выполнить в год 100-110 операций в нашем Центре бесплатно российским детям и отчасти детям стран СНГ, потому что там еще более катастрофическая ситуация.
Я думаю, человек 20 в год мы можем брать, в первую очередь за счет "Дара жизни". Я не имею в виду квоту. Она составляет примерно 60 больных. То есть вместе человек 80 из Ульяновска мы сможем прооперировать. В год.
- Как быстро поедут к Вам дети, отобранные для операции?
- Если их состояние этого требует, они могут поехать буквально завтра-послезавтра.
- Вы смотрели девочку, которую оперировали раньше. Как Вы оцениваете ее состояние? Насколько эффективны вообще эти операции?
- Я смотрел двух девочек, которых я оперировал. Одна из них была прооперирована вовремя, результат прекрасный. Со второй девочкой сложнее. Я должен кое-что объяснить.
Врожденный порок сердца сам по себе не страшен, как правило. Страшны его осложнения. Потому что сердце и легкие - два органа, которые живут и работают совместно. И врожденный порок сердца оказывает пагубное влияние в первую очередь именно на легкие. Бывает такая ситуация, когда уже сильнее страдают легкие, и устранение порока к окончательному выздоровлению ребенка не приводит. Именно этот случай мы наблюдаем у второй девочки. Но в основном 80 процентам детей достаточно одной операции, чтобы полностью излечиться от врожденного порока сердца.
- А можно попасть в ваш Центр на операцию, если родители сами найдут деньги?
- Без проблем! Через 15 минут после того, как они найдут деньги.
- И сколько нужно на это денег?
- От 4 до 6 тысяч долларов. Речь идет об операции в условиях искусственного кровообращения, на открытом сердце. Для сравнения скажу Вам, что в Израиле такая операция стоит около 9 тысяч, в Европе - около 30 тысяч, в Америке - около 45 тысяч.
- С чем связано, что так много детей страдает врожденным пороком сердца?
- Достоверно никто этого не скажет. Есть большая вероятность вредных привычек у родителей. Близко к 100 процентам порок вызывает краснуха у мамы в период беременности. Наследственность и хромосомные мутации. Некоторые контрацептивы способствуют рождению ребенка с пороком сердца. А также любое заболевание матери в первые три месяца беременности.
За два дня Сергей Горбачевский осмотрел 112 детей. 48-ми из них будут в течение этого года сделаны операции на сердце, причем семерым ребятам - в Америке. На операции были отобраны четверо пациентов из Дома детства и Дома ребенка. Такая подробность: многие мамы, детей которых приглашают в США, хотят, чтобы их прооперировали в Москве. А одна родительница не может оформить визу в Америку (у женщины азербайджанское, а не российское гражданство), между тем операция ее ребенку в Нью-Йорке назначена на 16 мая. Плодотворно прошла встреча Сергея Горбачевского и Михаила Якуба со специалистами Департамента здравоохранения Ульяновской области и вице-губернатором Валерием Курочкой. Предполагается, что Департамент заключит договор с Центром имени Бакулева, чтобы московские хирурги брали наших детей с пороком сердца на операции по необходимости. Соответственно речь шла об увеличении квоты.
Лилия ГРЕБЕНСКОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz