UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 23 марта 2002 года №41-42



"Авиастар" отказывается от денег
Партнёры завода cчитают, что деятельность ген. директора Виктора Михайлова наносит предприятию вред


В конце прошлого года популярной идеей в отношении Ульяновского самолетостроительного завода стала идея двух программ по финансированию производства и сбыту готовой продукции. Одна программа давно и прочно связана с именем египетского бизнесмена Ибрагима Камеля, через чью фирму идет продажа за рубеж самолетов "ТУ-204" с двигателями "Роллс-Ройс". Другая разработана и реализуется группой компаний "ЛИДЕР", которая заявила о готовности приобретать у завода самолеты с российскими двигателями и реализовывать их в России и на рынках стран СНГ. Упорядоченного сбыта машин на внутреннем рынке до сих пор не было. Самолетами на нем торговал сам завод. Делал он это, как считают специалисты, крайне неэффективно. А если точнее - себе в убыток.
Так, например, год назад был заключен договор о передаче самолета с бортовым номером 64019 авиакомпании "Туполев". Цена - 8,64 млн долларов. Оплата - в рассрочку. Почти на шесть лет. На сегодня за самолет получено немногим больше миллиона, а примерно 7,5 млн долларов остается на покупателе. Похожая история с "ТУ-204" б/н 64018. Договор на его продажу "Красноярским авиалиниям" подписан в 2000-м году. Цена - 12,65 млн долларов. Рассрочка - до 2004 года. Задолженность на сегодня - около 8 миллионов долларов. То есть завод увяз в огромных долгах, но в то же время кредитует сторонние фирмы. Причем если сам берет деньги в банках под проценты, то фирмам выдает кредиты просто так. Как сказали бы в телепередаче "Слабое звено", это неправильный бизнес. Подходы надо менять.
Новые подходы, как уже говорилось, предлагает группа "ЛИДЕР". Ее подразделение - Центральная авиализинговая компания (ЦАЛИЗ) - представило схему финансирования предприятия, с тем, чтобы организовать серийное производство машин. Директор ЦАЛИЗ Андрей Туполев (внук авиаконструктора) сказал в интервью "СК", что в ней заложен конкретный график финансирования и сборки самолетов. Туполев убежден, что продавать продукцию так, как это делалось до сих пор, нельзя, и с этим, по словам директора ЦАЛИЗ, вначале был согласен генеральный директор ЗАО "Авиастар-СП" Виктор Михайлов. Покупатель должен быть один - ЦАЛИЗ. А уже он поставляет самолеты авиакомпаниям и организует работу с ними, обеспечивая бесперебойное финансирование завода в рамках своей программы. Если возникнут какие-то проблемы, они повиснут не на заводе, а на ЦАЛИЗе. Мы, говорит Туполев, предложили ликвидировать и долги перед "Авиастаром" за 18-ю и 19-ю машины, те самые, что отданы в рассрочку.
Реакция Михайлова была странной. "Никаких действий по реализации имеющегося договора и, соответственно, заключению контрактов с ЦАЛИЗ он не предпринял, - говорит Андрей Туполев. - То есть Михайлов фактически отказывается от денег. И не только в случае с двумя этими машинами. Мы шлем предложение за предложением. Говорим, что готовы платить за новые самолеты по 19,5 млн долларов (по 7 млн за каждый - сразу. Еще по 5 млн. - в течение года, по согласованному графику, остальные 7 млн использовать как гарантии завода по поддержанию летной годности эксплуатирующихся машин). Всего только за этот год получается около 60 млн. В ответ то же - никаких договоров Михайлов не заключает, хотя в докладе Касьянову заявлял о сотрудничестве с нами . При этом кругом кричит, что завод погибает, что его надо спасать, что государство не вправе от него отворачиваться и так далее. Где логика?"
- Завод не так плох, как об этом говорят, - заявил Туполев в интервью. - Наши специалисты, по согласованию, кстати, с самим Михайловым, изучили баланс и состояние финансов предприятия. На первом этапе были обескуражены, поскольку столкнулись с вопиющим отсутствием информации. Некоторой информации не было вообще, другая не подтверждалась документами либо, подтвержденная документами, не была расшифрована по срокам и суммам и тому подобное, но в течение нескольких недель мы разобрались. Пациент жив. Да, долги большие, но есть возможность их реструктурировать, и мы точно знаем, как это сделать. Однако Михайлов и здесь отмалчивается. По-моему, он просто недооценивает, что на дворе другое время. Мне кажется, его действия не соответствуют тому уровню требований корпоративного и финансового управления, который предъявляется сегодня к руководителю предприятия этой отрасли.
- Даже так?
- Именно. Если помните, "Новое содружество", уйдя с завода, добилось ареста "ТУ-204". Мы предложили Михайлову правовыми методами защитить интересы завода и снять арест с самолета, чтобы не платить сейчас деньги, которые требует "Новое содружество", это где-то около 8 млн долларов. Но Михайлов так и не принял окончательного решения, и мы сами, будучи на тот момент фактически консультантами, начали этот процесс и освободили самолет из-под ареста. Это дало заводу возможность направить средства на решение насущных задач, а самое главное, на финансирование производства товарных машин, однако г-н Михайлов и тут волокитит заключение конкретных контрактов с ЦАЛИЗ...
- И не только с ЦАЛИЗ, - продолжает мысль Туполева ген.директор ОАО "Авиастар" Игорь Лейко.
Большой "Авиастар" и ЗАО "Авиастар-СП" - партнеры, мы делаем одно дело, чего уважаемый Виктор Васильевич никак не может, видимо, осознать. Он не идет на конструктивные шаги в решении даже вопросов, обеспечивающих восстановление производственно-технологического цикла. Вместо того, чтобы бороться за общие интересы, подает на нас в суд. Необоснованно требует отдать покрасочный комплекс, аэропорт и другие объекты, не понимая, что здесь нужен длительный процесс, объекты давно стали самостоятельными предприятиями, и по приказу Михайлова никто не бросится менять их статус.
Более того, он пытается взыскать с ОАО "Авиастар" суммы задолженности, которая возникла в результате неоплаты египетской стороной. Фактически вынуждает нас, ОАО "Авиастар, на судебные процедуры с д-ром Камелем, человеком, который рекомендовал самого Михайлова на пост директора. Этими действиями наносится ущерб и заводу, и Камелю. Знаете, у меня есть ощущение, что он намеренно создает на заводе атмосферу хаоса и безысходности.
- Зачем?
- Не знаю. Возможно, это привычная для г-на Михайлова тактика, которая, в его понимании, обеспечит поддержку областных и федеральных властей в получении бюджетных денег и льгот. Но этого уже не будет - время не то.
- Не секрет, что Камель его очень поддерживает. Может, на Камеля Михайлов и работает каким-то образом? Этот хаос, безысходность - правительство схватится за голову и вынужденно отдаст "Авиастар" спасителю, то есть Камелю. Возможно, не вдаваясь даже в детали сделки, как это было при заключении контракта на 200 самолетов... и Камель получит контроль над предприятием. Подобная схема не может иметь места?
- Доктор Камель - серьезный и уважаемый бизнесмен. Его инвестиционная программа нужна "Авиастару", ведь даже реализовав вместе ее и программу "Лидера", завод будет загружен не более чем на 60%. Через Камеля "ТУ-204" вышел на зарубежный рынок, что очень престижно и для концерна ОАО "Туполев", и для России. Смущают только два момента: спешка с обсуждением этой программы - без обсуждения финансовой стороны - и, действительно, какой-то настрой Михайлова на эксклюзивную работу с Камелем. Он - очень важный партнер, но нельзя допускать, чтобы работа на внутреннем рынке велась по остаточному принципу. Пока она выглядит неуклюже. Михайлов сам названивает авиакомпаниям и предлагает самолеты, это все равно, как если бы он начал вести сепаратные переговоры с партнерами д-ра Камеля в Китае и других странах! Торговля - не его функция, так как завод не в состоянии учесть огромного количества факторов, действующих на рынке. Михайлов должен заниматься обеспечением выполнения сроков и качества производства, снижением его себестоимости, тем, для чего его, собственно, и пригласили. Иначе дело будет загублено.
На мой взгляд, есть необходимость рассмотреть вопрос о его работе на заседании совета директоров. Приносить завод в жертву его капризам и амбициям недопустимо.
- Означает ли это, что Вы предлагаетете уволить Михайлова?
- Я предлагал и предлагаю конструктивную работу, обеспечивающую восстановление завода, а вот он постоянно заявляет всем, и мне, в частности, заявил во время нашей беседы 15 марта, что уйдет, правда, вряд ли это обещание он выполнит, как и другие.
Записал Артур ТАНИЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz