UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 21 марта 2002 года №40



А весна катит в глаза...


По прогнозам синоптиков, весна в нынешнем году будет ранняя. Если погода не выдаст никаких сюрпризов, то весенние полевые работы в Ульяновской области начнутся на 2-3 недели раньше обычного. Некоторые специалисты предсказывают, что область в 2002 году провалит сев, потому что отвратительно к нему готова. Такое вряд ли произойдет - это было бы верхом безответственности. Однако проблем накануне посевной более чем достаточно.
Трактора пашут, как негры
Под посевы планируется занять 1,06 млн гектаров пашни. Это даже на 112 тыс.га больше, чем в прошлом - удачном - году. Увеличен на 67 тыс.га и озимый клин зерновых, который обычно бывает наиболее урожайным. Но сумеют ли сельчане все обработать - вопрос. Даже не вопрос, а дело техники. Ведь ее-то как раз по-прежнему катастрофически не хватает.
Сегодня хозяйства области обеспечены сельхозтехникой едва ли наполовину. 70 процентов ее уже отработали свой ресурс. Но даже эта рухлядь процентов на 30 еще не готова к севу, хотя весна торопит. Чтобы проводить работы в нормальные агротехнические сроки, в области недостает 1200 штук пахотных тракторов, тысячами не хватает сеялок, культиваторов. Забегая вперед, вспомним и про зерноуборочные комбайны, которых дополнительно требуется минимум 2300 штук. Техническая оснащенность села сегодня ухудшается значительно быстрее, чем в предыдущие годы. В некоторых районах области на один трактор приходится от 200 до 400 га пашни при норме 80 га, нагрузка на зерноуборочные комбайны тоже превышена в 2-3 раза. Для восполнения зияющих прорех Ульяновской области необходимо ежегодно приобретать по 500 тракторов, 400 зерноуборочных комбайнов, 200 кормоуборочных, 30 свекловичных комплексов. Но как это сделать, если по лизингу сельхозтехники нам выделен лимит из федерального бюджета всего лишь в размере 80,8 млн рублей. На эту сумму сотни машин не купишь. А сами хозяйства едва наскребают деньги на ремонт и горюче-смазочные материалы.
Расходы на ГСМ наиболее значительны в структуре посевной - в целом по области требуется 234 млн рублей. И пока до полной обеспеченности хозяйств "горючкой" очень далеко. Дизтоплива имеется четвертая часть от необходимого, бензина - того меньше. По словам нового начальника облсельхозуправления, заместителя губернатора Владимира Тигина, достигнута договоренность с ЮКОСом о поставке на село 10 тысяч тонн ГСМ (треть потребностей) под гарантии бюджета, продолжаются переговоры со "Славнефтью" о предоставлении топлива в рассрочку. У недавно занявшего свое кресло начальника управления хлопот сегодня полон рот. Но, как говорится, взялся за гуж...
Непротравляемый год
В прошлом году при богатом урожае зерновых область получила очень мало пшеницы высокого класса - значительно меньше половины. Вряд ли удастся переломить ситуацию и теперь. Семенами яровых крестьяне обеспечены в достатке, однако качество оставляет желать лучшего. Только 48 процентов семян, приготовленных к весенней страде, имеют высокую репродукцию. К тому же их нечем протравливать - средств защиты растений в хозяйствах катастрофически не хватает. А из-за этого будущие всходы готовы атаковать клоп-черепашка и зерновые жучки, различные сорняки. По оценкам специалистов, наиболее опасны для урожая могут быть в нынешнем году головня и корневые гнили. Проблема необработанных семян сегодня, может быть, выглядит не такой острой, как нехватка ГСМ, но все это проявится летом, когда взору предстанут засоренные или побитые вредителями хлеба. А беда все та же: на препараты не находится денег.
Мало пока закуплено и минеральных удобрений. Из федерального бюджета области выделено на компенсацию по минудобрениям 28 млн рублей. Это, конечно, капля, если учесть, что только на подкормку озимых требуется 80-90 млн рублей. Однако даже получение предоставленных денег часть хозяйств, как сообщил Тигин, не спешит оформить. Вот это уже понять трудно.
Кредиты для посредников?
На посевную в 2002 году ульяновским хозяйствам потребуется, по данным облсельхозуправления, 759 млн рублей. Обновление техники сюда, естественно, не заложено. По мнению Тигина, двум третям хозяйств понадобится помощь в ходе весенней страды. Но "подарков" никому не обещано. Обещаны в основном заемные средства. Кредиты банков, вклады инвесторов, товарный кредит и ссуда составят в общей сложности 440 млн рублей в структуре посевной. Причем товарный кредит значительно уменьшится по сравнению с прошлым годом, а банковский - вырастет. Из облбюджета помощь сельским товаропроизводителям запланирована в размере 47 млн рублей, 110 млн - заложено на формирование регионального фонда зерна. Закавыка в том, что сегодня облбюджет, по словам первого вице-губернатора Виктора Сидорчева, способен давать селу ежедневно по миллиону рублей максимум. Но деньги весной остро нужны в больших объемах. Выход один: под строчку бюджета взять кредит, что обладминистрация и пытается сделать. От Законодательного Собрания получено добро на оформление 30 млн рублей по кредитованию ГСМ и 65 млн - по минеральным удобрениям. Среди потенциальных кредиторов назывались БИН-Банк, Гута-банк. Но удастся ли с ними договориться: Ульяновская область и без того в огромных долгах перед банкирами.
Поднакопить собственных средств сельскому хозяйству помогло бы содружество с переработкой. Однако пока идут разговоры об этом, ситуация меняется в худшую сторону. Председатель ЗАО "Сызранское", депутат-аграрник Валентин Пешехонов недавно сетовал, что теперь ни "Симбирскмука", ни спиртовики не хотят принимать зерно от крестьян на переработку при оплате частью продукции (так называемое давальческое сырье). А ведь получив в итоге муку или водку, хозяйства продавали их с большей выгодой, чем просто урожай.
Зато возле села кружится рой посредников. Парочку примеров привел сам Тигин. Например, всего лишь пять процентов предоставляемого ЮКОСом топлива закуплено хозяйствами напрямую. А остальное? Похожее творится и при поставках удобрений, средств защиты растений. Так в чей же карман уходят в итоге кредиты? Часто используется бартер, безумно выгодный коммерсантам. Прошлой осенью был очень дорог подсолнечник. Сегодня наши хозяйства отдают его по бартеру более чем в два раза дешевле. А мы удивляемся, почему при обильном урожае не дешевеют хлеб, крупа, мука, сахар, мясо. Вожжи в руках держат не крестьяне, а посредники.
Нет, сев наша область, конечно, не провалит. Не провалить бы сельскохозяйственный год - экономически.
Владимир ПУГАЧЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz