UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 2 марта 2002 года №30-31



Пугаться поздно


Судьба бюджета Ульяновской области на 2002 год решилась в четверг одним депутатским голосом. 13 из 24 депутатов Законодательного Собрания проголосовали "за" и закон о бюджете был принят во втором чтении, то есть окончательно. Теперь, как в Солт-Лейк-Сити, можно начинать вычислять того единственного "судью", который подыграл в ту или иную сторону. Только стоит ли? Ведь основные параметры "никого не устраивающего бюджета" приняты раньше (3,7 млрд рублей - доходы, 3,9 млрд руб. - расходы), изменить их было почти невозможно. Жаль другого: за все время обсуждения бюджета верхними этажами областной власти (с осени прошлого года) существенных изменений к лучшему в нашем главном финансовом законе почти не произошло. Дай Бог, чтобы такое в будущем не повторялось.
В Законодательном Собрании лагери сторонников и противников нынешнего бюджета почти не изменились. Их аргументы - тоже. Ратовавшие за принятие говорили, что бюджет (пусть и плохой) нужен для верстки районных бюджетов, для обоснованности просьб о помощи из федерального центра. И дополнительных денег у себя мы все равно сегодня не найдем. Оппоненты ссылались на то, что согласительная комиссия плохо искала дополнительные источники доходов, мы вновь получили бюджет выживания. И самое главное, даже такие доходы распределены крайне нерационально. Например, расходы на управление областью выросли со 102 до 144 млн рублей, зато затраты на социальные нужды урезаны, многие программы приходится сворачивать. Ситуацию исперчило выступление губернатора В.Шаманова по телевидению 22 февраля с резкой критикой работы депутатов над бюджетом. Однако, если острые слова губернатора на кого и повлияли в ЗС, то, вероятно, лишь на колеблющихся парламентариев. Крайние "перья" в "крыльях" Собрания остались при своем мнении.
Процесс принятия областного бюджета - разговор особый, к которому еще стоит вернуться. Сегодня же речь о том, что мы в конце концов получили, перед каким фактом поставлены. Общие доходы в 3,7 млрд рублей вроде значительно больше прошлогодних - почти на миллиард. Однако, во-первых, теперь в бюджете учитывается и территориальный внебюджетный дорожный фонд (а это 639 млн рублей), который существовал и прежде, только самостоятельно. Деньги из него идут исключительно на дорожные дела. Во-вторых, на новый облбюджет повешены долги области (пусть и частично) за топливно-энергетические ресурсы, копившиеся несколько лет. Таких больших расходов наша казна прежде не знала. Неизвестно, осилим ли мы их и теперь: ведь даже по текущим платежам энергетикам за январь-февраль область отстает. Власти надеются на помощь из Москвы, но простой народ не питает на сей счет больших иллюзий.
Все это заставило областные власти в текущем году отказаться от финансирования ряда программ - "Здоровье населения", "Оздоровление населения", программа занятости, научная программа по фундаментальным и прикладным исследованиям. На 10 млн рублей по сравнению с прошлым годом снижены дотации транспортникам на пассажирские перевозки, хотя транспорт в области и так уже дышит на ладан. На 100 млн рублей урезаны средства на социальную политику. Про строку "капитальное строительство" и говорить не приходится - она исчезла из всех разделов.
Но даже под такой хлипкий бюджет заложена дополнительная "бомба". Это - внешний долг области, о чем подчеркнул на заседании ЗС представитель прокуратуры. Только Межпромбанку мы должны по вступившим в законную силу решениям суда (дело по областным агрооблигациям) чуть более 200 млн рублей. Должны и Сбербанку. А заложено в бюджет на эти цели гораздо меньше. В прошлом году Межпромбанк уже пытался через арбитражный суд ввести в Ульяновской области внешнее управление. В 2002 году наши кредиторы могут предъявить новые требования. Кстати, верхний предел объема государственного долга Ульяновской области на 1 января 2003 года определен в сумме 1,26 млрд рублей.
Так что же, выходит, крах? Он, пожалуй, наступил несколько раньше - необъявленный. Поэтому теперь пугаться поздно, а нужно выбираться из дрянной ситуации. Путь наполнения казны банален: налаживать нормальную работу экономики - в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. Но это самый трудный путь. Только честные, грамотные и согласованные действия обеих ветвей власти способны дать надежду на успех.
Владимир ПУГАЧЕВ.
Итоги голосования по бюджету Ульяновской области на 2002 год (второе чтение)
ЗА: Грачев, Евстифеев, Еремин, Зотов, Казберов, Куманяев, Пешехонов, Подрезов, Поляков, Семенов, Трибунский, Федорова, Чурсин.
ПРОТИВ: Аладин, Горячев, Корнев, Орлов, Оськин, Сергеева, Селиверстов.
ВОЗДЕРЖАЛИСЬ: Губарева, Имбро.
ОТСУТСТВОВАЛИ: Литвинов, Романенко.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz