UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 13 июля 2002 года №99-100



Ваятель


Творческая личность скульптора Анатолия Клюева формировалась знаменитостями. Его товарищем был Аникушин, автор знаменитого памятника Пушкину, уроки мастерства давали Манизер, известный ульяновцам как автор памятника Ленину, и Лишев, которым созданы скульптурные изображения Грибоедова, Чернышевского. Анатолий Клюев наравне со знаниями усвоил и важнейшую истину: скульптор не имеет права на ошибку и нехудожественность, так как его труд будет на виду у многих последующих поколений.
На чаше весов - скульптура и живопись
Когда репрессировали отца, Толе было четыре года. Иван Клюев работал бухгалтером на заводе в Нижнем Тагиле, его объявили врагом народа. Мать осталась одна с шестерыми детьми. Шел 1936 год. Голодали. Чтобы спасти детей, мама Толи, Мария Ивановна, трудилась на трех работах.
В классе пятом у мальчика появился отчим, образованный для своего времени человек. Видя, с каким увлечением Толя копирует картины, отчим предложил: "Попробуй с натуры". И разложил на столе натюрморт.
Живопись Анатолий постигал самоучкой, мечтал поступить в художественное училище. Однако в день, когда мальчику исполнилось 13 лет, отчим заявил: "Кормить тебя больше не могу. Поступай в ремесленное, получай профессию".
Мальчишка не мог предать свою мечту, решил, что лучше уехать в чужие края. Подался на Азовское побережье, к старшей сестре. Мама и брат провожали его со слезами.
Ехал Толя Клюев по железной дороге через послевоенную страну. Видел Харьков в руинах, здание вокзала в городе не сохранилось совсем. Та же картина разрухи ждала в Днепропетровске. Вдоль всей дороги валялись разбитые танки, пушки. Это прикосновение к войне навсегда запало в душу. Спустя много лет он не раз обратится к героям страшных битв, увековечив их в бронзе и граните.
Через год в Азов брат прислал радостное известие - в Нижнем Тагиле открывается художественное училище - и просил скорей приезжать учиться на живописца, заявление за Толю уже написали и отнесли в приемную комиссию.
Вернувшись домой, Анатолий неожиданно подал в училище еще одно заявление - на отделение скульптуры. До этого ничем таким не увлекался, но вдруг начал лепить из глины фигурки, композиции на бытовые сюжеты. Экзаменационная комиссия Клюевским футболистом с мячом под мышкой осталась чрезвычайно довольна. На "отлично" оценили его работы и на отделении живописи. Так что молодой человек оказался перед нелегким выбором: чему отдать предпочтение? Скульптура чуть перетянула. Об этом решении Анатолий Клюев позже никогда в жизни не пожалел.
Роковой день
Свое образование выпускник училища продолжил в институте имени Репина в Ленинграде. Там же встретил свою будущую супругу, талантливого скульптора Любовь Турскую. Дипломированные специалисты уехали работать в Свердловск. В этом городе их творчество ценили, для скульпторов начали строить мастерскую. Но тут случилась поездка на выставку "Большая Волга", проходившую в Куйбышеве. Участвовать в ней была приглашена и молодая творческая пара. Когда Любовь Турская с высокого берега увидела волжские просторы, заявила: "Я хочу жить на Волге". И настояла на своем. Она и предположить тогда не могла, что ее решение станет роковым.
Союз художников СССР направил скульпторов в Ульяновск, приближалось 100-летие вождя. Здесь Клюева и Турскую завалили заказами на ленинскую тему. Анатолий работал с удовольствием, для себя он определил, что будет ваять не вождя и трибуна, а прежде всего человека. Из всех памятников того периода Анатолий Иванович выделяет для себя скульптуру Ильи Николаевича Ульянова. Он вырубал его из гранита. Просветитель получился задумчивым, суровым.
Памятник открывали в день 140-летия Ильи Николаевича, 26 июля 1971 года. Но торжеству суждено было пройти без автора. Анатолий Клюев в эти минуты находился в больнице между жизнью и смертью. 15 июля на такси, в котором ехали Анатолий Иванович с супругой и еще двое пассажиров, у свияжского моста на скорости наехал пьяный водитель. В живых остался только Анатолий Иванович. Десятилетний сын Олег остался без мамы.
Династия
После беды, после больниц, лечений многочисленных переломов Анатолий Клюев даже думать не смел, что в его жизни может появиться другая женщина. Но судьба его ждала в городе Кирсаново, где он когда-то учился в 4-5 классах, теперь в этот город переехала мама. По дороге на Всесоюзный съезд художников он заехал ее навестить.
На улице скульптор случайно встретил Розу, тогда уже Розу Григорьевну, учительницу русского языка и литературы. Анатолий знал ее со школы, сидели за одной партой. Став юношей, он обходил дом Розы стороной, зная: если войдет, обязательно на ней женится. Но тогда молодому человеку о женитьбе думать было рановато - для ответственного шага за душой не было ни гроша.
В свой следующий приезд в Кирсаново Анатолий решительно вошел в дом бывшей одноклассницы. И женился. Только в Ульяновск, к насмешкам друзей, привез не жену, а ... тещу. За сыном Олежкой приглядывать было некому, а Роза Григорьевна до конца учебного года не могла бросить свой выпускной класс. Приехав в Ульяновск, "новая мама" Роза Григорьевна станет воспринимать Олега единственным и родным сыном.
Анатолий Иванович сына называет своим самым любимым произведением. Олег Клюев - известный в городе и за его пределами скульптор. Он с детства был главным помощником в мастерской, теперь отец и сын в ней работают вдвоем. Внучка Люба решила продолжить династию художников Клюевых, она закончила первый курс отделения дизайна УлГУ.
Творчество на крови
Свою профессию Анатолий Иванович сравнивает с работой шахтера или мартеновца. Точить зубилом и стамеской камень весом несколько тонн - само по себе тяжело, к тому же нужно быть классным сварщиком, столяром, бетонщиком, плотником, инженером. Свидетель и самый первый зритель всех работ мужа, Роза Григорьевна, заключила: "Скульптура - это творчество на крови". Переломанных рук, ног, ребер не перечесть. Московский скульптор Андреев, автор Ленинианы в скульптуре, вообще погиб в своей мастерской, придавленный упавшим гранитным памятником.
Каждая большая работа в этой профессии сопряжена с огромным риском, а их у Клюева-старшего более 15, для скульптора это весомое количество. Рабочая глиняная фигура должна быть влажной, для этого ее регулярно поливают водой. Находясь на высоте 4-5 метров без страховки, с мокрой глины немудрено соскользнуть вниз. Не раз Анатолию Ивановичу на открытии своих произведений приходилось стоять в гипсе, опираясь на трость. Но если есть понятие "счастье", говорит Клюев, то это именно те секунды, когда с созданного твоими руками памятника спадает покрывало.
Произведения Анатолия Клюева находятся в музеях Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Львова, Нижнего Тагила, Чебоксар, Пензы. Его работы есть в Краеведческом музее Ульяновска, во Дворце книги и многих школах. Выполненные им барельефы и памятные доски, посвященные Любищеву, Рябикову, Чкалову, украшают здания города. Скульптурные ансамбли и памятники, посвященные героям гражданской и Отечественной войн, возвышаются в Павловке, Старой Майне, Николаевке.
Скульптором создан памятник Аркадию Пластову. Художники были знакомы.
- После кончины Аркадия Александровича мне позвонили из обкома партии, - рассказывает Анатолий Иванович, - и предложили снять посмертную маску. Практика у меня уже была. Много лет назад я ассистировал своему преподавателю. Он снимал маску с умершего художника, у которого была борода. Дело происходило в морге. Когда мы начали работать над лицом покойного, в морге погас свет. Жутковато было. Хорошо, что служительница заведения не растерялась, зажгла свечу, помню, в другой руке она держала кусок хлеба и, наблюдая, как мы работаем, жевала.
В работе над посмертной маской Пластова таких испытаний не было. Ныне посмертная маска Аркадия Пластова находится в Прислонихе, в семье художника.
Самой большой похвалой за свой труд Анатолий Иванович воспринимает не награды и титулы, которыми не был обделен, а происшедший однажды случай. В районном поселке Николаевка Клюев устанавливал 22-метровый памятник погибшему солдату Великой Отечественной. Место выбрал удачное, на горе - по ней шла дорога на кладбище.
Памятник состоял из сотни деталей, которые нужно было скрепить между собой. Трудилась над установкой целая бригада помощников. Когда работа близилась к концу, на гору поднялся старик, ветеран. Поинтересовавшись, кто автор, сказал: "Спасибо тебе, сынок. Здесь я смогу помянуть всех своих погибших однополчан". Ветеран принес водки, расположился рядом с памятником, долго сидел в задумчивости, помянул. Тогда у скульпторов, далеких от сентиментальности мужиков, перехватило дыхание от этого искреннего выражения чувств.
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz