UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 26 января 2002 года №12-13



Любовь на сцене


Дуэт Маргариты Январевой и Юрия Соловьева завоевал титул премьеров на сцене Воронежского театра оперы и балета, затем на сценах Ленинграда. Имя балерины называли в числе пяти лучших исполнительниц характерного танца в стране. Юрий Соловьев входил в десятку ведущих исполнителей партии Альберто в балете Адана "Жизель". Сегодня Маргарита Январева - педагог-балетмейстер номер один Ульяновска. Они с Юрием Соловьевым - единственная в нашем городе пара с блистательным сценическим прошлым в балете. И невероятно творческая - ныне.
Карьера началась с реверанса
Артисты любят вспоминать свой первый выход на сцену, он часто оказывается символичным. Рита Январева впервые оказалась перед театральной публикой в четыре года. Как все дети артистов, во время вечерних спектаклей она находилась за кулисами. Однажды после спектакля "Поднятая целина", как только опустился занавес, исполнитель главной роли распахнул руки и крикнул Рите: "Беги ко мне!" Она и выбежала на сцену. В это время занавес открылся на бис. Актер тихо сказал: "Только спокойно". И девочка поклонилась публике с достоинством примадонны.
В конце 50-х годов педагоги столичных хореографических школ сами ездили по стране и отбирали на учебу талантливых детей. Во Владикавказ, где в то время жила семья Январевых, приехала ленинградская балерина Нина Кирилова. Во Дворце пионеров, просмотрев сотню танцующих девочек, попросила остаться одну - это была Рита. Балерина сказала: нужно поехать учиться в хореографическое училище имени Вагановой. Мама Риты - Людмила Васильевна - воспитывала дочь одна, материально семья жила сложно. Но отправить дочь учиться в Ленинград мама посчитала святым долгом.
На вокзале Маргариту встретил дядя Валя - композитор и дирижер Валентин Гордиенко. Узнав, что племянница хочет стать "какой-то танцовщицей", дядя многозначительно хмыкнул и увез девочку к себе в Великий Новгород.
В конце августа дядя Валя и Маргарита наконец отправились в Ленинград. Только в поезде ехали как-то очень долго. На удивленный вопрос девочки заботливый дядя ответил: "А мы едем обратно домой. Я не хочу, чтобы ты стала танцовщицей".
После такого коварного поступка брата Людмила Васильевна не разговаривала с ним всю жизнь и простила его только перед смертью. Она считала, что Валентин загубил судьбу ее дочери.
Возможно, в самом деле карьера Маргариты Январевой могла стать и более звездной. Все равно ей судьбой было предопределено блистать на сцене - пусть не после Вагановского училища, а Воронежского хореографического. А недостающую ленинградскую школу балета вскоре в полной мере восполнил муж - Юрий Соловьев, выпускник знаменитого училища имени Вагановой.
Выясняли отношения, как Кармен и Хосе
Они встретились в театре. Он был приглашен в Воронеж, где танцевал ведущие партии, вокруг него всегда крутилась толпа поклонниц, а балерины не могли скрыть своей влюбленности. Маргарита не была исключением, но в отличие от других своих чувств не афишировала. И задалась целью завоевать любовь лучшего танцора сцены. Юрий оказывал знаки внимания грациозной Маргарите, после первого совместного выступления в "Болеро" Равеля он даже признался приятелю: "Эта девочка меня словно обожгла кипятком". Маргарита была на семь лет моложе. Однако балерине нужно было доказать, что она его достойна еще и в профессии. И доказывала пять лет. Она завоевала столько поклонников, что Юрий Соловьев стал одним из них. Правда, самым трудным, дополняет сейчас балерина.
Их браку, по законам несовместимости двух ярких творческих личностей, пророчили недолгую жизнь. От силы год. В октябре этого года семейная чета отметит 33-летие супружества.
Поначалу семейные отношения складывались непросто. Молодоженам вручили ключи от двухкомнатной квартиры, бывало, они жили по разным комнатам и встречались лишь на кухне и на сцене. После одной из длительных размолвок Юрий и Маргарита вместе танцевали в балете "Кармен". На сцене между ними кипели истинные испанские страсти. По сути танец вылился в выяснение отношений. Кармен не упускала случая ударить Хосе веером, бросить в него цветок, и вертела им на сцене, как хотела. Хосе бросался на возлюбленную с ножом. Публика ликовала. Чувства были накалены. Выходя на поклон, Юрий вдруг нежно сжал ладошку жены. Маргарита ему ответила. Это был знак примирения. Коллеги отметили, что Кармен и Хосе еще никогда так страстно не танцевали.
Григорович его заметил
Юрий Соловьев в детстве мечтал о театральной сцене и даже посещал драматический кружок в ДК имени Горького в Ленинграде. Однажды после репетиции он увидел завораживающую картину: в зале у станка дети выполняли балетные па. Мальчик подумал, что балет гораздо интереснее драмы. И его будущее было решено.
В детском театре балета ставил спектакли молодой режиссер, требовательный, внимательный и, по детским воспоминаниям, добрый Юрий Григорович. Будущий великий балетмейстер Большого театра тоже делал свои первые шаги на сцене, только в роли постановщика. Он поставил три детских балета: "Аистенок", "Семеро братьев", "Золотая яблонька". Юра Соловьев участвовал во всех. Потом Григоровича пригласили в театр имени Кирова (ныне Мариинский), где с постановки балета "Каменный цветок" к нему пришла слава.
Юрий Соловьев поступил в Вагановское училище. Экзамены сдавал вместе с Рудольфом Нуриевым. Тогда это имя тоже еще ничего не говорило, но мальчик выделялся уже тем, что был старше всех - среди тринадцатилетних в свои семнадцать он казался великовозрастным детиной. Рудольф приехал из Уфы, где уже успел поработать в каком-то ансамбле, но хотел получить высшее образование. Нуриев поражал всех работоспособностью. Его ставили в пример. Однокурсникам нравилось, что при этом Рудольф не зазнавался. С Юрием Соловьевым он не состоял в приятельских отношениях, Нуриев вообще был закрытым человеком. Чаще всего они встречались на концертах в филармонии.
Куда более тесными были отношения Соловьева с однокурсницей Натальей Макаровой. С Юрием на выпускном спектакле они танцевали "Лебединое озеро", она - Одетту, он - злого гения Ротбарда. Через несколько лет Наталья Макарова во время гастролей в Лондоне на приеме у английской королевы попросила политического убежища. И королева ей не отказала.
Автограф от Хачатуряна
Маргарита Январева и Юрий Соловьев блистали на сцене Воронежского театра десять лет.
Однажды на премьеру постановки балета "Гаяне" приехал автор - Арам Хачатурян. Посмотрев спектакль, попросил: "Позовите мне эту армянку, которая танцевала мать Гаяне". Ему отвечают: "Нет у нас никакой армянки, а мать Гаяне танцует русская - Маргарита Январева". Композитор требует: "Позовите эту русскую". Когда явилась балерина, Хачатурян подарил книгу об Армении с автографом и с таким знакомым акцентом сказал: "Спасибо, Рита. Мать Гаяне была основным образом в спектакле".
В Воронежский театр приехал новый балетмейстер и привез с собой жену - маленькую невзрачную балерину. Теперь ей доставались лучшие роли. Рядом с высоким красавцем Соловьевым она выглядела, как воробушек перед орлом, однажды поняв это, наотрез отказывалась танцевать в дуэте с премьером. Нашли для нее маленького и не блиставшего красотой танцора. В балете "Раймонда" главные партии танцевали фавориты балетмейстера, а Юрий Соловьев исполнял отвергнутого Раймондой Абдрахмана. Разница между претендентами на руку и сердце героини была столь велика, что пылкий южный зритель на спектакле вслух недоумевал: "Раймонда - дура, такого мужчину на этого замухрышку променяла".
Дуэт Соловьева и Январевой оставался бы в Воронеже и дольше, но из театра ушел его художественный руководитель, уникальный человек, придумавший знаменитый прыжок "полет Икара", бывший партнер Галины Улановой - Константин Муллер. С его уходом театр изменился. Чета танцоров уехала на родину Юрия Соловьева - в Ленинград.
Танцоры решили не проситься в театр, а вместе с дуэтом Джона Марковского и Аллы Осипенко создали свою труппу по принципу антрепризы. Имена четверки были на устах у всех любителей балета несколько лет. Потом пришло время, которое настигает танцоров балета в самом расцвете сил - время пенсии. С ним совпало главное событие жизни - рождение сына Максима.
Как стать "лебедем"
Всю дальнейшую жизнь "пенсионеров", которым исполнилось 37 лет и 44 года, определила мама Маргариты.
Людмила Васильевна давно переехала в Ульяновск и, решив, что родные люди должны жить вместе, переселила к себе детей. В прямом смысле слова: нашла обмен, приехала в Ленинград, упаковала все вещи и отправила их в Ульяновск. Юрий с Маргаритой не успели и опомниться, как оказались в городе на Волге. Шел 1992 год. Что удивительно, танцоров здесь помнили, поклонники балета выясняли: "Вы та пара, что приезжала на гастроли из Воронежа?" В самом деле, Воронежский театр оперы и балета гастролировал на родине Ленина, это было в 1972 году. А зритель блистательную пару запомнил надолго.
Ульяновск не увидел танцоров на сцене. У Юрия Соловьева обострилась профессиональная болезнь ног. Но он большой помощник супруги, благодаря которой наш город обрел свой "Симбирск-балет". Теперь ученицы Маргариты Январевой выступают на сцене Мариинского театра в Петербурге, театра оперы и балета в Йошкар-Оле, учатся в хореографических вузах других городов. Танцевальные постановки Маргариты Январевой можно увидеть в спектаклях театра драмы, где она работает вот уже десять лет.
- Ностальгия по Петербургу, конечно, не покидает, - говорит Маргарита Валентиновна. - Но жить интересно можно везде, если есть любимое дело. Сейчас смысл моей жизни - в учениках. Когда я только закончила училище и пришла в театр, меня поставили в последней линии кордебалета. Я была расстроена. Тогда мне мама сказала слова, которым я следовала всю жизнь: если ты личность, тебя заметят и в последнем ряду. Пусть вначале на тебя обратит внимание хоть один зритель, а завтра таких зрителей будет два. В самом деле, я так отдавалась танцу, что вскоре стала "лебедем". Так происходит не только на сцене, но и в жизни, работе, семье.
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz