Его прадед - адмирал царского флота - погиб во имя монархии. Дед был генералом Красной армии. А сам он стал православным священником. Речь идет о настоятеле Святотроицкого храма в Барыше Игоре Ваховском, который также является благочинным в четырех районах Ульяновской области.
Бог сберёг
Отец Игорь "чинит благо" в Симбирском крае уже двенадцать лет, приехав сюда из Санкт-Петербурга по благословению архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла в то время, когда "здесь кроме развалин и оголтелого атеизма ничего не было". На 55 сел, находившихся под началом Игоря Ваховского, действовал один храм - Павловский.
За 12 лет в Барышском районе открылось eще восемь храмов, Жадовский монастырь, два дома милосердия - единственные в области, воскресная школа и благотворительная столовая на сотню обедов.
Игорь Эдуардович не очень похож на протоиерея. Все время "летает" по делам на старом "уазике", напевая под нос псалмы. Дважды, говорит, переворачивался на автомобиле: все второпях. Но получил травмы при других обстоятельствах. В армии служил в ракетных войсках. Однажды произошло ЧП: взорвался ракетный старт. Многие солдаты погибли, а Игорь, находившийся там же, получил контузию и переломы, но вспоминать об этом не любит - не хочет тревожить погибших. После армии - семинария. Путь священнослужителя начал еще во времена "тихого террора", когда церковники были под особым наблюдением. "Этого не делай, сюда не ходи, не исповедуй, не причащай, - говорит отец Игорь о прошлой службе, - староста у тебя все сдаст в Фонд мира, даже крышу отремонтировать не на что. А потом приезжает комиссия и закрывает церковь, так как она опасна для пребывания верующих". Кстати, в Ульяновской области в то время числилось всего восемь храмов: два в Ульяновске, остальные - в районах. "И вдруг все изменилось. Теперь священник должен стать всем: и строителем, и дипломатом, и чудотворцем. Насколько мы готовы?"
Строитель
Как только мы появились на пороге барышского прихода, тут же, забрав с собой отца Игоря в качестве гида, отправились в села Новую Ханинеевку и Хомутерь, чтобы своими глазами увидеть восстановленные им храмы. Ханинеевский - Николо-Ильинский - возникает неожиданно из-за поворота. За красно-белым храмом - гора Сурская шишка, покрытая хвойным лесом. Великолепная нарядная церковь построена в 1895 году в стиле нарышкинского барокко. "На деньги статского советника Шатилова, выходца из села, - дает историческую справку отец Игорь. - А летом здесь еще красивее: рядом песчаные карьеры. С гор кристальная вода течет. Жители используют ее как питьевую с помощью деревянного водопровода, построенного еше при царе". Восстанавливать эту красоту пришлось при довольно интересных обстоятельствах. В начале 90-х годов восстановлением церквей на государственном уровне еще никто не занимался. Пригласили отца Игоря тогда в Барыш в качестве депутата районного совета. Приехал, а к нему претенденты на депутатское кресло кинулись; зачем, мол, вам, батюшка, мандат? Тут им отец Игорь объяснил, что привлек его здесь храм, который готов упасть, поскольку местные жители добывали из его цоколя кирпич. И... продал свой мандат за 80 тысяч рублей, на которые и восстановил исторический памятник необыкновенной красоты.
"На красоте мы всегда настаивали", - говорит отец Игорь о храмостроительстве. Классический Покровский храм в Хомутери, который мы увидели после Ханинеевского, поразил не меньше, чем первый. На фоне вечернего розового неба - белый корабль. А перед воротами - зеленые ели в снегу. Рождественская сказка да и только. Во времена Хрущева, когда по всей стране было разрушено 11 тысяч храмов, Хомутерский долгое время оставался оплотом местных верующих. Сюда бабушки сносили из разрушенных церквей спасенные ими афонские иконы, золотошвейство, церковные книги. Власти распорядились сложить все в кучу и сжечь. "Нашему брату всегда было трудно, - говорит отец Игорь. - Я еще зacтал то время, когда ездила комиссия из Эрмитажа и, войдя в церковь, забирала все древности, а потом священник стоял у пустого иконостаса и думал: чем же закрыть? Что-то рисовали на фанерках..."
В Барыше, куда вернулись уже затемно, заехали посмотреть еще один храм - "свежепостроенный". Возле районной больницы, которую приход опекает уже десять лет, - новостройка из красного кирпича, рядом на земле - почти готовый купол. "Долго возводим, уже три месяца", - вздыхает отец Игорь. (Вот это долгострой!). Деньги на него энергетики дали: их товарища, что на дороге разбился, в местной больнице спасли. Весной установят резной иконостас кузоватовского мастера Владимира Юшина. Ради экономии все работы - от проектных до отделочных - делали своими силами.
Четвертое чудо, увиденное нами в этот зимний вечер, - храмовый комплекс в Барыше, где пришлось ночевать. Небо прояснилось от мороза, и серебряные купола, устремленные крестами в звездное небо, показались величественными и торжественными. Церковь Святой Троицы тоже восстановлена и приведена в божеский вид Игорем Ваховским. Пристроили венчальный придел (венчаться сюда ездят даже из Тольятти), возвели часовню, просвирню, дом для спевок и дом милосердия. А раньше в полуразрушенной церкви и магазин был, и кочегарка, и винодельческий завод - фруктовое вино по 97 копеек выпускал.
МЧС и Красный крест
Начало службы отца Игоря в Барыше совпало с экономическим кризисом: в городе, где живет около 20 тысяч человек, встали обе градообразующие фабрики, многие потеряли работу. Приход оказывал благотворительную помощь - раздавал одежду и продукты. Обеспечивал в меру своей возможности работой. "Мы здесь были и МЧС, и Красный крест, крутились, как караси, с боку на бок", - рассказывает барышский священник. И до сих пор вокруг храма Святой Троицы кормится около четырехсот человек. Кто-то суконные рукавицы шьет, другие - на строительстве, третьи - в домах милосердия работают: медиками, сиделками, поварами, прачками. Студенты летом грибы и травы собирают, демобилизованные из армии срубы строят, пока постоянную работу не найдут. Не говоря уже о тех, кто просто ходит в благотворительную столовую питаться и живет в домах милосердия при храме Святой Троицы и при Николо-Ильинском храме в Новой Ханинеевке. Много детей обедает, особенно когда школьная столовая не работает. "Из Измайловки, что в пятнадцати километрах от Барыша, дети туда и обратно пешком ходят в столовую и за "пятеркой". Оказывается, батюшка всем по пять рублей после обеда раздает, "чтоб не было у ребенка комплекса неполноценности, от того, что нет у него этой несчастной денежки". Еще барышский приход опекает дом инвалидов в Акшуате и детский дом в Новом Доле. С детьми недавно устроили Рождественские встречи, уже в десятый раз - показали концерт, провели православную беседу в храме. "Мне часто говорят: погрязли вы, отец Игорь, в делах, проблемах. А ведь я их не искал, я просто ко всему относился как христианин. Иногда ноша кажется непосильной для настоятеля. Спасает вера в Бога, которая позволяет ко всему относиться правильно. В том числе к трудностям. Испытания - это не то, что втаптывает в грязь, а радость - глубинная, одухотворенная, а не чавкающая лихорадочно".
Дипломат
"Доброты может быть много, терпения много, но, к сожалению, деньги тоже играют не последнюю роль в жизни, - говорит отец Игорь. - Допустим, вещи дают спонсоры, а топиться на что? Ежедневно только на свет нужно 140 рублей. А еще лекарства и прочее. Приход бы и сам заработал, но как заработаешь, если налогами душат, только ящик пожертвований налогом не обкладывается". Поэтому настоятелю приходится быть дипломатом, искать друзей, благотворителей, союзников. Много делает для прихода Ульяновский автозавод: автомобили дает, вещи. Мясокомбинат "Ульяновский" детдомовским ребятам праздничный стол на Рождество организовал. Бывший губернатор Юрий Горячев помогал. Даже дорогу до Новой Ханинеевки по просьбе отца Игоря построил. "Горячев - человек настроения: то накричит, то денег даст".
А недавно какой-то чиновник по телефону категорически отрезал, чтоб отец Игорь больше не обращался со своими просьбами, а бабушек сдал бы в дом инвалидов.
Чудотворец?
Нет, отец Игорь все-таки не чудотворец. Хотя и возводит храмы за три месяца и помогает государственным службам решать социальные проблемы, что в нынешних обстоятельствах стало почти невозможно. И он уже подумывает о том, чтобы вернуться в Санкт-Петербург, где его дерзновенные усилия смогут больше пригодиться. Видимо, есть какие-то "белые пятна" во взаимоотношениях государства с церковью, которые с одной стороны отделены друг от друга, с другой же - начали искать точки соприкосновения. Распостраняются воскресные школы, медресе, восстанавливаются памятники культуры, Россия обращается к православию в поисках объединяющей национальной идеи. Но когда находится такой чудак, который берет на себя часть государственных функций, то плоды его трудов пока еще зависят от счастливой случайности.
Любовь ЧИЛИКОВА.