На прошлой неделе в конференц-зале областной больницы перед ульяновскими медиками выступили представители фармацевта Брынцалова. Татьяна Якушина и Аза Грановская - эндокринологи, и цель их визита - убедить наших врачей в том, что дурная репутация инсулинов от Брынцалова (бр-инсулинов) - дело прошлое. Теперь эти препараты якобы не уступают по качеству лучшим импортным, зато значительно уступают им в цене.
Проверим на себе?
Многим этот визит показался неслучайным, потому что месяц назад руководитель Департамента здравоохранения и фармации Петр Чернов в интервью одной из местных газет упомянул, что наша область закупает один из лучших инсулинов в мире у датской фирмы "Ново-Нордиск" и "платит за них на 30 процентов дороже, чем стоили бы брынцаловские". "Слов нет, - продолжает Петр Николаевич, - инсулин из Дании лучше брынцаловского, но не на тридцать же процентов..."
Перспектива проверить на себе действие изменившихся якобы к лучшему бр-инсулинов больным сахарным диабетом кажется кошмаром. Многие эндокринологи того же мнения.
Как Брынцалов оскандалился
В 1996 году брынцаловская фармацевтическая фирма "Ферейн" начала производство инсулина по лицензии компании "Ново-Нордиск". "Производство" заключалось в том, что "Ферейн" занимался упаковкой, маркировкой и реализацией датского инсулина. Однако датчане скоро обнаружили, что Брынцалов нарушил лицензионное соглашение с ними и не должным образом использовал их сырье. Контракт был расторгнут. Брынцалов, окончательно испортив отношения с "Ново-Нордиск", не успел получить от них высокую технологию производства генно-инженерных инсулинов и стал закупать субстанцию на основе инсулина животных. Вероятно, в странах третьего мира, потому что после истории с "Ново-Нордиск" никто из серьезных производителей с "Ферейном" не стал иметь дела.
Главный эндокринолог Минздрава РФ профессор Иван Дедов о брынцаловских инсулинах сказал следующее: "Полусинтетические препараты инсулина человека фирмы "Брынцалов А" (это новое название фирмы "Ферейн". - Ред.) не могут являться идентичными инсулинам фирмы "Ново-Нордиск" или фирмы "Эли Лилли", так как последние являются генно-инженерными инсулинами человека". (Это было сказано не так давно - 30.11.01. - Ред.)
Владимир Игнатков, президент Российской диабетической ассоциации, утверждает, что "никаких клинических испытаний новой продукции фирмы "Ферейн" не проводилось. Апробация должна проходить не менее чем в пяти солидных больницах одновременно". Больным сахарным диабетом в Москве удалось отбиться от брынцаловских инсулинов.
Специализированная комиссия по инсулинам и Фармакологический государственный комитет Минздрава РФ не сочли возможным рекомендовать инсулины фирмы "Брынцалов А" к апробации в детском и подростковом возрасте. И в связи с этим запретили использовать его при лечении детей и подростков. Безусловно, это настораживает больных, и у них закономерно возникает вопрос: "Если бр-инсулины недопустимы в детской практике, почему их можно употреблять взрослым? Все больные независимо от возраста получают обычно одинаковый инсулин.
"Плохой сын у хороших родителей"
Сегодня есть плачевный опыт использования брынцаловских инсулинов в Мордовии, Московской области. Вероятно, Ульновская область может пополнить этот список.
- В медицинской практике известно, что переход с генно-инженерных инсулинов на животные чреват серьезными осложнениями для больных, - говорит Александр Наместников, председатель правления Диабетической общественной организации Засвияжского района. - От качества инсулина зависит качество и продолжительность жизни людей. Те, кто болеет давно, начинали принимать советские инсулины низкого качества. Как результат - ампутация конечностей, потеря зрения, отказ почек. Неужели нам придется вернуться к этому? И еще: везде лекарственные препараты апробируют только с согласия больных. Если в Ульновске заключат соглашение с Брынцаловым, нашим больным сахарным диабетом никакого выбора не оставят.
Председатель ульяновской общественной организации "Детский диабет" Любовь Ветрова настаивает: дети и больные с детства должны получать только импортные генно-инженерные качественные инсулины и ни в коем случае не брынцаловские. Прошлой весной Ветровой пришлось побывать на заводе Брынцалова, и она признает, что оборудован он прекрасно. Однако ответить за качество производимых там медикаментов пока никто не берется. Общаясь с представителями общественных организаций, которых Брынцалов принимал у себя в тот раз, хозяин "Ферейна" уходил от вопросов об апробации его продукции и неизменно сворачивал разговор на свою государственную деятельность. А на настойчивый вопрос Ветровой, почему он некрасиво поступил с таким надежным партнером, как "Ново-Нордиск", Брынцалов изрек: "Я плохой сын у хороших родителей".
Скупой платит дважды
На днях корреспондент "СК" связался по телефону с главным диабетологом РФ Михаилом Балаболкиным. Вопрос был задан о продукции "Брынцалов А".
- Эта фирма скомпрометировала себя не только на инсулинах, но и на других препаратах. А что касается возможного решения ульяновских властей закупить брынцаловский инсулин, то нужно помнить - скупой платит дважды.
Свою четкую позицию по отношению к брынцаловским инсулинам, по словам Михаила Ивановича, он высказал перед ульяновскими врачами в ноябре прошлого года, когда приезжал в наш город на конференцию по инсулинам, а теперь пришло время им заявить о своей позиции. Как же восприняли ульяновские врачи агитацию представителей Брынцалова, приняты ли какие-либо решения? С этим вопросом мы обратились к главному эндокринологу области Галине Милюковой.
- Как решится вопрос о брынцаловском инсулине, пока не знаю, - сказала Галина Николаевна. - Встреча с представителями Брынцалова носила исключительно информационный характер. Они настаивали на том, что продукция "Брынцалов А" серьезно улучшила качество. Возможно, врачи были настроены скептически, потому что о брынцаловской продукции очень много негативной информации в прессе. Однако собственного опыта у нас нет - мы до сих пор не работали с брынцаловскими инсулинами. Хотелось бы, конечно, услышать положительные отзывы о них не только из уст самих производителей.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.