UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 16 февраля 2002 года №24-25



Первым делом - российские самолёты
Андрей Туполев, внук знаменитого авиаконструктора, уверен, что у "Авиастара" есть будущее


Андрей Туполев руководит проектом авиализинга группы "Лидер", которая владеет пакетом акций "Авиастара" и сейчас вплотную занята этим предприятием. Президент группы Игорь Лейко назначен, как уже сообщалось, генеральным директором ОАО "Авиастар". А в четверг в Ульяновске побывал и Туполев. В интервью "СК" он пояснил, почему верит в перспективы нашего завода.
- Факт уже общеизвестный, что сейчас в России назрела острая необходимость обновления самолетного парка. В годы перестройки производство машин не просто сократилось, а упало фактически до нуля. На линиях работают самолеты советского еще выпуска. В первую очередь замены требуют "ТУ-154". До 2015 года этих машин с эксплуатации будет снято порядка 300 штук. Кстати, еще и в связи с новыми требованиями по нормам шума.
- А почему Вы считаете, что на смену "ТУ-154" должны прийти "ТУ-204"?
- Альтернативы здесь нет. Зарубежные машины этого класса - А-320 и "Боинг-757" - для российских авиакомпаний слишком дорогие. "ТУ-204" значительно дешевле, но по качеству им не уступает. И с этой точки зрения экономически он более выгоден. "ТУ-204" - приоритетная модель в российском авиастроении.
- Качество наших самолетов признают многие и давно, но дело с места пока не сдвигается...
- Все дело в деньгах, точнее в том, как организовать финансирование производства. За готовые машины деньги дадут, но на какие средства их выпускать? Есть один документ - Государственной службы гражданской авиации Минтранса, - которая рассмотрела предложение ЗАО "Центральная авиализинговая компания" (ЦАЛИЗ) по механизму организации финансирования серийного производства самолетов и их сбыта на основе лизинга.
- То, чем занимается египетский бизнесмен Ибрагим Камель?
- Доктор Камель занят сбытом "ТУ-204" с двигателями "Роллс-Ройс" за рубежом, а проект ЦАЛИЗ ориентирован на внутренний рынок и на страны СНГ. Это самолеты с пермскими моторами ПС-90А. Минтранс предложения ЗАО "ЦАЛИЗ" одобрил. Его заключение - один из этапов совместной работы лизинговой компании и группы "Лидер". Концепция "Лидера", по мнению специалистов, наиболее перспективна. Для государства затраты в ней минимальны. Все расходы будут очень быстро покрыты налоговыми поступлениями от эксплуатации самолетов. Это не попрошайничество из бюджета, тем более, что группа "Лидер" опыт проведения лизинговых операций уже имеет. Хотя и на вторичном рынке авиатехники. Но именно этот опыт, я считаю, сегодня наиболее полезен, ведь несколько машин "ТУ-204" находятся в недостроенном состоянии. Нужен капитал для их дофинансирования, чем мы, группа "Лидер" и я как куратор проекта с ее стороны, сейчас и занимаемся. Наша цель - организовать достройку самолетов. Цель реальная. Соглашение об этом подписано с ОАО "Туполев", с ЗАО "Авиастар-СП" и с группой банков.
- Лизинг, то есть как бы продажа самолетов в рассрочку, если проще, - единственный вариант в этом деле?
- Я уверен, что да. Тут, впрочем, разногласий между специалистами уже нет. Авиакомпании не в состоянии аккумулировать средства в таких объемах, чтобы сразу оплачивать машины. При использовании же схем "Лидера" они не только смогут приобретать самолеты, но и практически с самого начала их эксплуатации получать прибыль, а значит, смогут и расплатиться за эту технику.
- А каким предполагается сотрудничество "Лидера" с ЗАО "ЦАЛИЗ"? Что-то вроде разделения труда?
- Можно сказать и так. Группа "Лидер" организует кредитование производства самолетов российскими банками. Готовые самолеты поступают компаниям, а ЦАЛИЗ обеспечивает рефинансирование проекта с привлечением уже зарубежных финансовых институтов. Вы, возможно, слышали, что в проекте согласна участвовать очень влиятельная и мощная группа TPG. Она давно пришла в российский бизнес, изучила его и знает, во что деньги можно вкладывать, а во что - нежелательно. TPG сначала все просчитывает и только потом идет на партнерство.
- Авиастроение - отрасль, жизнь которой невозможна - по крайней мере, так принято считать - без участия государства. Но известно, что даже в России есть разные взгляды на развитие этой отрасли. Если не ошибаюсь, топ-менеджмент "Аэрофлота", например, считает главной задачей перевозку пассажиров и грузов. А на каких самолетах, наших или "Боингах", - неважно.
- В этом и отличие подхода группы "Лидер" от позиции "Аэрофлота". Мы считаем, что, кроме собственно проблемы перевозок, есть еще и проблема сохранения авиационной промышленности России. Авиазавод в Ульяновске - это не только десяток тысяч работающих конкретно здесь, но и огромные массы людей, занятых на предприятиях-смежниках. Отрасль, на мой взгляд, не потеряна. Я бывал на заводах корпорации "Аэрбас", видел их уровень. Примерно то же, что и у нас. Здесь мы не отстали навсегда, как говорят, например, об автомобилестроении. В авиапроизводстве еще можно подняться и идти в ногу со временем. Если с этим не тянуть, а начинать движение немедленно. Иначе года через 3-4 образуется разрыв, преодолеть который будет крайне сложно.
- То есть проблема государственная. Важна ли при ее решении все-таки чисто материальная помощь со стороны правительства или достаточно политической поддержки?
- Политическая уже есть. И президент, и кабинет министров считают, что авиастроение необходимо сохранить и развивать. Что касается финансов, то, как я уже говорил, прямых вливаний государства авиастаровский проект не требует. Бюджетное законодательство предусматривает формы участия органов власти. Это, во-первых, реструктуризация старых долгов предприятия по налогам, пока план такой реструктуризации еще не подписан. Во-вторых, правительство может гасить, что законом тоже предусмотрено, часть процентных ставок по банковским кредитам. Не сами кредиты, они были бы для государства обременительны, а процентные ставки.
- Есть ли поддержка проекта "Лидера" в Ульяновске, в областной администрации, на предприятии?
- Безусловно. Предложения группы реальные. На начальном этапе инвестировать в производство "ТУ-204" 20-30 млн долларов, потом, до конца 2004 года, еще порядка 170 млн. Принятие программы создаст для "Авиастара" определенный баланс интересов на внешнем и внутреннем рынке авиатехники. Реализация самолетов за рубеж, сюда входит и так называемый китайский контракт, будет идти через компанию доктора Камеля, на внутренний рынок - через лизинговый проект "Лидера". Желание приобрести "ТУ-204" уже изъявили "Красноярские авиалинии" и авиакомпания "Сибирь". Нужна практическая отдача, то есть производство, деклараций о возможностях завода было уже достаточно.
Записал Егор ИЛЬИН.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz