UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 14 февраля 2002 года №23



Корабли постоят и ложатся на дно


Сегодня на дне Волги покоится более 400 судов, которые выведены из эксплуатации, но не утилизированы. Экологи считают, что это может привести к катастрофе.
Грозит ли что-то подобное нашему региону, и сколько затонувших судов в акватории "ульяновской" Волги? Об этом корреспондент "СК" спросил начальника отдела областного Комитета по природным ресурсам Александра Волка.
Что тебе снится, затонувший "Азов"?
Проблема эта касается в основном крупных городов, таких, как Нижний Новгород, Самара, Саратов, где в советские времена были большие пароходства. Там, в специально отведенных местах реки, существуют даже кладбища затонувших кораблей.
В акватории "ульяновской" Волги притоплено и покоится на дне 18 судов: баржи, теплоходы и катера "Ярославцы". Последние брошены частниками. Семь плавсредств - бывшие причалы. Дело в том, что в советский период судоходства в портах Криуши, Сенгилей, для того чтобы организовать посадку и высадку пассажиров, использовали баржи. Потом по Волге стало ходить мало судов и про эти баржи забыли. Так они стали бесхозными и спустя время затонули в прибрежной зоне.
Некоторые суда затоплены в глубинных местах Волги. Например, в 1993 году недалеко от Ульяновска затонула мостоотрядовская плавбаржа, которая перевозила объемные конструкции. Никто не отважился поднимать груды металла.
Среди всех затонувших и притопленных судов в акватории "ульяновской" Волги есть и экзотический экземпляр. Это старый колесный теплоход "Азов", еще позапрошлого века, который покоится в прибрежных водах Захарьевского рудника. Но пробраться к нему, а тем более достать корабль - невозможно. Судно сильно замыло песком, и на подъем уйдет немало средств.
За все время наблюдения за Волгой федеральной природоохранной службой Ульяновской области не было зарегистрировано экологических катастроф. Затонувшие баржи и пароходы (а некоторые лежат на дне многие десятилетия) с экологической точки зрения безопасны. И не влияют на химический состав воды.
- Мы можем констатировать лишь засорение реки, - говорит Александр Волк. - Но эти затопленные железки играют и положительную роль, так как укрепляют и сохраняют берега.
"Я за то, чтоб в нашей Волге не тонули корабли!"
На сегодня в России насчитывается более двух тысяч лицензированных судоходных компаний, за возможные последствия которых никто не несет ответственности. Многие из таких компаний после трехлетней эксплуатации судов предпочитают просто затопить их, так как на утилизацию нет средств.
- По российскому законодательству затопленными судами должны заниматься сотрудники Бассейного управления водными путями, - говорит Александр Волк. - А также пароходства, регистры и судоходные инспекторы (что-то вроде ГАИ на воде). Подобные службы есть и в Ульяновской области. Но мы считаем, что в законодательстве существует пробел, в результате которого и появляются на реках затопленные суда. Дело в том, что, пока судно "бегает" по воде, его контролирует судоходная инспекция. А потом плавсредство можно поставить на "сухую" стоянку надолго. Регистр прекращает контроль. В конце концов судовладелец оставляет судно. Остальное доделает река. В нашей области эта проблема обострилась, когда появились частные компании, которые скупали плавсредства, а потом из-за ненадобности бросали их. Мы не раз обращались в речпорт, главный эксплуатант судов в регионе, с просьбой утилизировать затопленные плавсредства. 70 % их порт разрезал, но это не выгодно. Что касается маломерного флота - катеров, лодок, яхт, которые также затоплены в реке, здесь учет и контроль должен осуществляться Госинспекцией маломерного флота. Такое представительство есть и у нас. Проблема в другом - если по Волге опять начнут ходить корабли, как в старые добрые времена, то надо сделать так, чтобы новые судна не ложились на дно по прихоти их владельцев.
Арсений КОРОЛЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz