"Авиастаровский" сюрприз для египетского миллионера
В минувшую пятницу египетскому бизнесмену доктору Камелю под залог был передан крупный пакет акций (25 процентов акций минус одна) "Авиастара-СП". Сделка состоялась в рамках подписанного в этом году инвестиционного соглашения. Об этом во вторник на пресс-конференции заявил первый вице-президент ОАО "Туполев" Александр Поляков.
2,5 млн баксов - за вхождение в область
В последнее время, впервые за 20 лет, появилась тенденция продажи самолетов на Запад. Почин этот поддержан на уровне правительства РФ и президента страны. Но чтобы продвигать самолеты на мировой рынок, их надо строить. К сожалению, сегодня ни один авиазавод России без инвестиций не может построить машины, которые смогут конкурировать с западными лайнерами. И ульяновский самолетостроительный завод - не исключение. Но попытки привлечь на "Авиастар" отечественных инвесторов не увенчались успехом, наоборот, натолкнулись на жесточайшее сопротивление местных властей и федеральных органов.
"Здравым смыслом это не объяснишь, - считает Александр Поляков. - Это что-то другое. "Новое содружество", которое подписало соглашение на инвестиции в размере 70 млн долларов США в течение двух лет и 40 млн долларов в последующие пять лет, бесцеремонно выгнали из "Авиастара-СП". А что хотели эти ребята? 110 млн долларов США в обмен на 26 процентов акций завода. Обмен не состоялся. В итоге в 2001 году ни один самолет не улетел с ульяновского самолетостроительного завода. Это результат деятельности отдельных лиц, выступающих от имени администрации области. "Новое содружество" было изгнано, и никаких инвестиций "Авиастар-СП" не получил, не считая займа, который "Новое содружество" было вынуждено оформить".
Александр Поляков сообщил, что "Новое содружество" не согласилось с предложением отдельных лиц, что за вхождение в область надо платить. А с них потребовали от 50 до 100 комбайнов. Но не в счет налогов, а просто так, отдать комбайны родственным администрации структурам. 50 комбайнов - это 2,5 млн долларов США. Такова цена вхождение инвестора на ульяновскую землю. "Новое содружество" не согласилось с этим.
Доктор Камель стал акционером "Авиастара"
Потом объявился доктор Камель, предложив инвестиции в размере 280 млн долларов в течение двух лет. Но прошел год, а, кроме политической бумаги со стороны России, ничего не было подписано. Александр Поляков предположил, что те лица, которые крутятся у администрации области, препятствуют вхождению инвестора на самолетостроительный завод, ибо платить за вхождение в область доктор Камель не собирается. Он намерен вкладывать деньги в "Авиастар-СП" и просил за это 25 процентов акций минус одна акция - самолетостроительного завода и 25 процентов акций минус одна акция - ОАО "Туполев".
25 процентов акций находились под контролем фирмы "Интер-АНТ", дочернего предприятия "Авиастара". Миссия "Интер-АНТа" как раз и заключалась в том, чтобы сохранить пакет ценных бумаг для инвестора. И в прошедшую пятницу в Москве сделка между инвестором и "Интер-АНТом" по передаче пакета акций в залог состоялась. Учитывая противодействие группы лиц, "Интер-АНТ" передал свой пакет акций (25 процентов акций минус одна акция) египетской компании "Сирокко Аэроспейс". Египтяне также получили в залог пакет акций ОАО "Туполев" (25 процентов акций минус одна акция). Все это в рамках выполнения инвестиционного соглашения. Теперь на "Авиастаре-СП" - два крупных акционера: ОАО "Туполев" (примерно 75 процентов акций) и египетская компания "Сирокко" в лице доктора Камеля (примерно 25 процентов акций). Ответное слово теперь за доктором Камелем. Он должен продемонстрировать свою готовность выполнять инвестиционное соглашение. Если он нарушит соглашение, то акции цивилизованным путем вернутся на "Авиастар-СП".
Лакомый кусок
Александр Поляков считает, что открывается новая страница большого скандала вокруг этого инвестиционного соглашения. "Интер-АНТ" теперь в стороне, грызня начнется между чиновниками. "Мы станем свидетелями передела собственности через механизм банкротства. Это все искусственно придумано, чтобы успеть растащить то, что осталось от "Авиастара". А там есть еще один лакомый кусок - это крупнейшая лизинговая компания "Россия". И в ближайшее время начнется борьба вокруг этой лизинговой компании. Ведь она работает и приносит доходы. Впервые три самолета "ТУ-204" были реализованы по лизинговой схеме. Впервые по лизинговой схеме передан комбайн в совхоз Чердаклинского района. Но и этой компании препятствуют все те же лица. В частности, по инициативе господина Лейко наложен арест на 21-й самолет, который летал в Европе и приносил доход. За две недели простоя потеряно 6 млн рублей. Второй самолет в компанию "ТНТ" передан через другую лизинговую компанию. Все это результаты деятельности этих людей. Пятую поликлинику хотят закрыть. Лейко с Миримским требуют освободить помещения поликлиники. Я считаю, что на "Авиастаре" достаточно активов, чтобы рассчитаться с кредиторами. Нельзя допустить растаскивания лизинговой компании и банкротства "Авиастара-СП". Предпосылки к этому уже появились".
Вообще, перспектива "Авиастара" не радужная. Если не нормализуется ситуация вокруг завода, то все может быть переориентировано на Казанский авиазавод, который уверенно набирает темпы.
Арсений Королев.