Эта идея сегодня волнует многих начинающих предпринимателей. Потому что, на первый взгляд, довольно просто начать собственное дело именно в торговле, где вложенные средства быстро окупаются и в последующем дают солидную прибыль. Однако не все знают, с чего начать, какие материальные затраты потребуются. Вот мы и решили схематично обозначить путь предполагаемого директора торговой точки. А поведут нас председатель городского Комитета поддержки предпринимательства Владимир Малинин и главный специалист этого же Комитета Елена Олейникова.
- Елена Николаевна, представим, что перед Вами человек, который намерен открыть небольшой продовольственный магазин где-нибудь в индустриальном Засвияжье. С чего начинать?
- Прежде всего рекомендую тщательно изучить правовую базу. В частности, те законодательные акты, которые касаются именно этой сферы услуг. Надо иметь полное представление о торговых, санитарных, пожарных нормах, а также административной и уголовной ответственности за те или иные нарушения. Важно знать назубок порядок проведения проверок административных и оперативно-розыскных органов, чтобы в последующем для директора магазина очередная комиссия не явилась полной неожиданностью.
- Предположим, теоретическая подготовка состоялась.
- Попытайтесь теперь составить бизнес-план, который бы предусматривал все затраты, связанные со строительством, сдачей объекта под ключ плюс работой персонала в течение первого месяца. Словом, надо просчитать, стоит ли овчинка выделки? Видите выгоду - приступайте к осуществлению задуманного. Обращайтесь в Горкомзем. Заключайте договор на аренду земли. Но учтите такую деталь: магазина еще нет и в проекте, а затраты на арендную плату предусмотрите.
Далее, нужно получить разрешение на проектно-изыскательские работы, которые может произвести МП "Стройзаказчик" либо другая специализированная организация.
Само строительство тоже сопряжено с рядом обязательных требований. Каких именно? Подскажут в Горархитектуре.
Итак, неизбежны три момента: проектно-изыскательские работы (ПИР), заключение соответствующих договоров, строительство объекта. При этом учитываются многие детали: вписывается ли здание магазина в архитектурный ансамбль микрорайона, облагорожена ли прилегающая территория, есть ли уличное освещение, нет ли рядом нежелательного "соседа" - контейнера с бытовым мусором и отходами - и так далее. Приготовьтесь к тому, что придется заняться и озеленением территории, прилегающей к магазину.
- Представим, магазин сдан под ключ. "Добро" получено от всех структур, в том числе от пожарной и санитарной служб.
- Параллельно со строительством надо решать и кадровые вопросы. Тут тоже немало нюансов. Важно принять на работу опытного бухгалтера, от которого во многом зависит успех дела. Бухгалтер должен отслеживать массу нормативных актов, которые постоянно меняются.
Надо заранее определиться с ассортиментом товаров и формой торговли (оптом или в розницу). Ни в коем случае не стоит нарушать санитарных норм по хранению и продаже различных групп товаров.
На право торговли табаком, винно-водочными изделиями надо получить лицензию в областной администрации.
- И можно начинать торговать?
- В принципе, можно, если уже приняли продавца и закупили товар, - подключается к разговору Владимир Малинин. - Не забудьте ознакомиться с трудовым и пенсионным законодательством, а также подать сведения в налоговый орган, Фонд пенсионного страхования и соцстрах о штатном персонале магазина.
- Владимир Федорович, некоторые работодатели предпочитают нанимать людей без высшего образования, мол, с ними проще разговаривать, легче манипулировать, без хлопот можно уволить.
- Действительно, такое раньше наблюдалось. Но в последнее время наметилась иная тенденция: в магазины все больше требуются квалифицированные, образованные работники, способные толково рассказать про товар: не расхвалишь - не продашь. Кстати, о рекламе. Новый магазин в ней очень нуждается. И тут нельзя скупиться на затраты.
Хочу дать еще один совет: старайтесь подписывать бумаги у первых руководителей того или иного ведомства, не ищите окольных путей. Иначе придется долго ходить по кругу и жаловаться на административные барьеры чиновников.
- Владимир Федорович, последний вопрос: какие затраты потребуются на открытие магазина?
- Самые наименьшие - это когда торговая точка открывается, скажем, в арендованном помещении. Если же вы взялись построить типовой магазин-павильон площадью около 60 квадратных метров, то придется выложить не менее полутора миллионов. Если вы уверены в себе, то идите смело к намеченной цели!
Николай АЛАБЕРДИН.