UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 22 сентября 2001 года №142-143



Террор - агония тоталитаризма


Американская трагедия, которая разыгралась 11 сентября на глазах всего человечества, унесла жизни нескольких тысяч человек более сорока национальностей. До 22 сентября в США траур. Вместе с американцами скорбели многие страны, радует, что среди них была и Россия.
События этого солнечно-дымного сюрреалистического сентябрьского дня первого года XXI века могут стать либо апофеозом терроризма ХХ века, либо предвестником такой его волны в новом столетии, последствия которой мы не имеем возможности даже вообразить.
Причину этого явления журналисты, политологи, политические и общественные деятели видят в противостоянии: цивилизации и дикости, христианского и исламского мира, Востока и Запада, богатого Севера и нищего Юга... На наш взгляд, причина его лежит в несколько иной плоскости.
В современных социальных науках и истории существует подход, в соответствии с которым в истории человечества существуют два типа социальных систем: открытые (самоорганизующиеся) и закрытые ("тоталитарные"). Открытая система способна к постоянной самоорганизации, саморазвитию в результате наличия у нее адаптационных возможностей, которые определяются рыночным хозяйственным механизмом, опирающимся на частную собственность, плюралистической политической системой. Замкнутые тоталитарные системы - системы с жесткой централизацией экономической, политической и духовной жизни общества - не способны к качественному поступательному движению. Это доказали общества, существовавшие в разных регионах мира в разные периоды истории человечества.
После того как стали происходить деформации тоталитарных систем в СССР и Китае - бастионах тоталитаризма, и в них стали формироваться условия для перехода к открытой социальной системе, в серьезной опасности оказались подобные же системы в странах третьего мира. Политические режимы в них (авторитарные, вождистские) пытаются сохранить себя, укрепляя тоталитарные социумы, которые утрачивают стабильность под воздействием внутренних и внешних факторов. И делают они это при помощи эффективных и доступных для них средств - религиозного фанатизма и террора.
С помощью террора вожди стремятся спровоцировать страны Запада на жесткие ответные действия. С тем чтобы еще больше сплотить свой народ, вызвать у него фанатичную готовность до последнего противостоять "американизации" (то есть процессам демократизации, либерализации и индивидуализации общества), создать атмосферу "осажденной крепости" и тем самым стабилизировать свои режимы и тоталитарную общественную структуру в своих странах.
Таким образом, пока существуют закрытые ("тоталитарные") социумы, опасность террора будет сохраняться и усиливаться по мере того, как их положение будет приобретать все более неустойчивый характер. Для объединения своих усилий режимы в исламских странах, разжигая и опираясь на религиозный фанатизм, будут стремиться к координации действий, созданию "террористического интернационала".
В силу того, что российский социум во многом еще остается "тоталитарным", для него характерно, несмотря на указ президента о минуте молчания и приспущенные государственные флаги, двойственное отношение к совершившемуся. Однако в соответствии с вектором нашего движения надо решительнее и четче обозначать свои позиции.
События 11 сентября 2001 года имеют знаковый характер. Тоталитаризм, прежде всего авторитарных исламских стран, в самом начале столетия бросает вызов общественным системам, базирующимся на либеральной политической (парламентаризм) и экономической (рыночная) системах. Поэтому демократическим странам важно действовать так, чтобы не усиливать тоталитарные основы в странах, правящие режимы которых делают ставку на террор. Противодействие террору должно быть многоаспектным (от экономико-политического до операций спецслужб) и координированным (все демократические страны, в том числе и Россия, должны теснейшим образом взаимодействовать). Но главное, стратегическое средство покончить с террором - это формирование в тоталитарных социумах условий для их перехода к открытому обществу.
Лев ЛЮТОВ, доктор исторических наук, профессор Ульяновского госпедуниверситета.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz