Герой известного фильма "Тринадцатый воин" Ахмад ибн-Фадлан был реальным человеком, но события, которые он описывает в своих путевых заметках, гораздо интереснее, нежели сюжет фильма, поставленного по мотивам этих записок.
Ибн-Фадлан был, пожалуй, первым из цивилизованных людей, кто посетил наши места и смог внятно описать все увиденное. На всех, кто по моему совету познакомился с его сочинением, рассказанное произвело неизгладимое впечатление. Что поразило арабского дипломата, которого судьба занесла на берега далекой Волги, и что поражает современного читателя?
Арабское посольство проделало длительный путь от Багдада до Булгара, последняя часть которого проходила по левобережью Волги вблизи нынешнего Ульяновска. Глава посольства описывал народы, которые встречались ему на пути, включая булгар и русов. Булгары, как известно, были предками татар и чувашей, в их истории посольство ибн-Фадлана означало окончательное утверждение ислама. Русы, основатели Древнерусского государства, объединялись тогда в большие военно-торговые дружины и спускались вниз по Волге, чтобы обменять мех и рабов на золото и серебро у арабов. Они были еще язычниками, и их нравы показались просвещенному арабу достойными описания. Но здесь мы не можем передать содержание заметок по соображениям морали, так как самым невинным обычаем русов, из всех описанных, оказалась языческая молитва. Центральное место в рассказе занимает знаменитая сцена сожжения умершего руса, заимствованная у ибн-Фадлана многими историками и художниками. Все остальное не подлежит изложению, так как русы показались ему не только самым красивым, сильным, богатым, но одновременно и самым нечистоплотным, разгульным и развращенным народом в мире.
Некоторые описания вполне походят на те небылицы, которые тиражировали в своих книгах другие арабские авторы, никогда не бывавшие на Волге. Некоторые географы писали, что в странах русов бывают небесные явления, которые мы сейчас называем северным сиянием. Ибн-Фадлан же описал вполне типичную картину, которую ульяновцы могут довольно часто наблюдать своими глазами. Он рассказал, как на небе с громом сошлись два войска в красном и черном облаке. В страхе арабы начали молиться: "... А они (местные жители) смеются над нами и удивляются тому, что мы делаем...". Действительно, наши грозы бывают очень впечатляющими, но чтобы на них молиться - это уж слишком. Огненные столбы во время гроз - нередкое явление в Поволжье, чего нельзя сказать о северном сиянии. Можно посмеиваться над небылицами арабов, но сполохи нет-нет да появятся над великой русской рекой. Такое явление симбиряне наблюдали несколько ночей в октябре 1870 года.
Многие явления нельзя объяснить с точки зрения науки. Например, ибн-Фадлан описал животное, очень похожее на шерстистого носорога, вымершего задолго до появления письменности: "...Животное меньшее, чем верблюд, по величине, но выше быка. Голова его - это голова барашка, а хвост его - хвост быка, тело его - тело мула, копыта его подобны копытам быка. У него посередине головы один рог - толстый и круглый...".
Невероятной кажется история о великане, который жил недалеко от Булгара, но сам автор ссылается на достоверные источники. Великан вышел однажды из Волги и поселился среди людей. Ростом этот человек был в двенадцать локтей, ничего не говорил, наводил на людей страх и мог даже убить. Из расследования, проведенного булгарским правителем, ясно, что был он из мифического племени Гога и Магога, обитавшего в верховьях Волги (ныне это народ вепсы). Ибн-Фадлан сам видел кости великана, казненного булгарами, убедившись в правоте рассказов о нем.
Интересным кажется, что, по старым симбирским поверьям, великаны жили и в окрестностях Симбирска. Один такой монстр однажды вышел из Свияги. Другой известен тем, что зуб у него был "с щербинкой". По легенде, этот гигант откусил однажды пряник и бросил его. На этом месте возникла гора, которую жители Заволжья называют сейчас Майской, а след от щербинки сейчас является подъемом Димитровградского шоссе с Нижней на Верхнюю Террасу.
Таким причудливым образом переплетается история и современность, легенда и реальность. Волга, проходящая сквозь земли и столетия, видела на своих берегах представителей многих народов с их удивительными обычаями, и картины древности оживают благодаря дошедшему до нас труду старательного Ахмада ибн-Фадлана, чей блестящий язык вдохновил далеких американцев снять фильм в жанре археологической фантастики "Тринадцатый воин" о приключениях араба, занесенного волею судеб в Древнее Поволжье.
Сергей ПРОЗОРОВ.