UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 18 октября 2001 года №157



Не "Лолита", а просто кошмар


Сегодня свой очередной сезон открывает Ульяновский театр драмы. В премьерной афише - спектакль "Камера-обскура" по роману Владимира Набокова.
Постановку осуществил Станислав Таюшев - режиссер, который последние 10 лет разъезжает по российской провинции и ставит в театрах такие спектакли, о которых говорят, спорят, некоторые даже лишаются своих чиновных кресел. А он, Таюшев, сделал свое дело, поставил пьесу и полетел в следующий город - в Ярославль, Саратов, Тулу, Курск, Вологду, Киров, Хабаровск...
Когда-то и в Ульяновске была история с Таюшевым. Хабаровский театр привозил к нам на гастроли его "Чайку". Надо сказать, в предыдущем гастрольном пункте - Куйбышеве - "Чайка" очень не приглянулась партийному начальству. И в Ульяновский обком от него полетела предупредительная депеша: мол, безнравственный спектакль (напомним, речь идет о пьесе Антона Павловича Чехова, которая была поставлена исключительно в русле реалистической школы). На родине Ленина "Чайку" чуть не прикрыли. А после положительной рецензии на спектакль, появившейся в "Ульяновской правде", журналисту отдела культуры было сделано крутое партийное внушение.
Все это, конечно, дела давно минувших дней. Но Таюшев-то снова в Ульяновске, и теперь уже с набоковским спектаклем.
- Станислав Владимирович, не помните, чем была так безнравственна Ваша "Чайка"?
- Я помню, тогда в куйбышевской газете появилась рецензия, называлась она "Пикник на обочине". Что-то им там не понравилось. Может, что Маша эпатирует, табак нюхает, это все равно, что сейчас колоться. У меня вообще с Чеховым проблемы. Недавно поставил "Вишневый сад", так критики писали, что слишком реалистичный спектакль.
Но я не думаю о критике. Я просто ставлю спектакли, а там кто что скажет.
- Роман "Камера-обскура" не очень известная вещь Набокова. В Ульяновске его найти трудно. Во Дворце книги единственный экземпляр, и тот в хранилище.
- "Камера-обскура" не попала в четырехтомник Набокова, выпущенный лет 10 назад. Но этот роман в одном ряду с "Лолитой" и другими основными набоковскими произведениями. Сюжет отчасти перекликается с "Лолитой". Там тоже взрослый солидный мужчина влюбляется в 12-летнюю девочку, что всех шокирует. В "Камере-обскура" девочке 16 лет, согласитесь, более распространенная жизненная коллизия. Но это только первая часть сюжета. Вторая часть - последствия страсти, как судьба наказала героя. И тут начинаются набоковские сложности. Другой писатель ограничился бы проблемой: живет человек в привычной среде с привычной женой, но ему не хватает искренности чувств, и он хочет вырваться. Таких романов в XIX столетии было много. И Анна Каренина проходила через это. А Набокову интересно, что будет дальше, что из этого получается. В тех романах герой становился обладателем благодарного существа. У Набокова все наоборот. Женщина, ради которой он все бросил, предает его, и предает ужаснейшим образом. Все это превращается в какой-то кошмар. Когда читаешь роман, оторваться от него невозможно. Потому что Набоков доходит до предела, до таких глубин, которых другие писатели не касались. Он исследует, к чему приводит страсть - слепая, безрассудная, разрушительная. И ставит вопрос: надо ли поддаваться страстям или стоит жить без них, быть благоразумнее.
- Вы поставили реалистический спектакль?
- Не совсем. На сцене роман, а не набор бытовых картинок. Для Набокова очень важно отношение к жизни как к запутанному сновидению. Читая его романы, я то там, то сям встречал фразы: "это все похоже на сон", "Лужину показалось, что он будто во сне", герою "Лолиты" кажется, что он видит "страшный, нескончаемый сон". Для Набокова важна эта тема. Поэтому мне тоже захотелось сделать спектакль, похожий на сон, вползающий в сон и переливающийся в другой сон, доходящий до кошмара. Мы говорили об этом с актерами на репетициях. Напугал я вас?
- Скорее заинтересовали. И кто из актеров занят в спектакле?
- Главного героя играет Валерий Шейман, его жену - Валентина Савостьянова. Роль возлюбленной делят две молодые актрисы - Светлана Карагаева и Екатерина Скворцова.
- Я знаю, что Вы учились в ГИТИСе на одном курсе с Шейманом и Савостьяновой.
- Да, если бы у вас в театре не было бы такого актера, как Шейман, я не взялся бы ставить спектакль.
- А если бы не было Савостьяновой? Мне кажется, это актриса интересная, глубокая. Но у нее почти нет самостоятельных ролей. Она - тень Шеймана, вот и Вы дали Савостьяновой небольшую роль жены. Так вообще часто бывает в театре с актерскими семейными парами?
- Что Валя Савостьянова хорошая актриса, видно невооруженным взглядом. А что у нее так сложилась театральная судьба - это часто бывает. Когда-то я учился на актерском факультете в Саратовском театральном училище вместе с семейной парой, студентами. Она была Люда Зорина, замечательная актриса. Ее уже на третьем курсе взяли в театр, на главную роль молоденькой стюардессы в спектакле "104 страницы про любовь". И у Люды был муж. Его после училища тоже зачислили в труппу как бесплатное приложение. Он был мужем Люды Зориной, хотя сам по себе высокий, симпатичный, обаятельный актер. А потом все перевернулось. И Олег Янковский, ведущий актер России, кому теперь не известен? А его жена Люда Зорина в Ленкоме у Марка Захарова почти ничего не играет, она служит там женой Олега Янковского.
- В этом сезоне Вы готовите еще один спектакль в нашем театре - "Сирена и Виктория" по пьесе Галина.
- Да. По сюжету пьеса - современный анекдот. Одна приятная дама хочет устроить личную жизнь своей подружки с помощью брачного объявления. Роль мужчины, вокруг которого все вертится, играет Борис Александров. Мне очень нравится этот актер. Спектакль "Сирена и Виктория" обычно пользуется успехом у публики. Он идет, я знаю, в Тульском, Курском театрах.
- Вы уже 10 лет ставите спектакли в российских провинциальных театрах. Не хотелось где-нибудь осесть?
- Я уже был когда-то главным режиссером в Хабаровском ТЮЗе. И бросил это, потому что творчество и администрирование у нас сочетаются абсурдно. Я решил: не хочу больше руководить, воспитывать, держать всех в руках. Хочу ставить спектакли.
Вообще, это большая проблема, во что превращает театр авторитарный главный режиссер. В Саратове, моем родном городе, главрежем был однокурсник Копылова Александр Дзекун. На протяжении 15 или 18 лет он кормил публику только своим собственным творчеством. Но был период, когда Дзекун приглашал на постановку спектаклей Копылова, меня. И что он делал - влезал в чужую постановку, начинал перекраивать уже созданный кем-то спектакль по-своему. Я слышал анекдот, как они расстались с Копыловым, будто бы Юрий Семенович дал Дзекуну по морде. Я его просто послал подальше, собрал чемодан и уехал.
Я со страхом думаю, а вдруг Копылов станет влезать в мой спектакль. Но вряд ли. Меня артисты успокоили, что Юрий Семенович умнее и этим не занимается. И слава Богу. Каждый режиссер ведь заслуживает своего спектакля, который он поставил. А публика пусть смотрит.
Лилия ГРЕБЕНСКОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz