К ее ногам миллионеры с плеча бросали шубы, чтобы, не дай Бог, не намокли в луже ножки. Ей режиссеры пророчили известность в кино, и она снялась в десяти фильмах. Однако ради актерской профессии она не смогла оставить авиацию.
Марина Гладченко - стюардесса и вполне могла бы вдохновить написать поэта "Ангел мой неземной...", потому что необычайно красива, утонченна, аристократична.
Любовь
Марина и в самом деле потомок дворян. О своих предках знает немного, так как в ее семье, пережившей обыски, репрессии, боялись ворошить прошлое. Все же поколения Щегловых-Гладченко сохранили несколько семейных преданий.
Прадед был офицером. Присягал царю, поэтому не мог служить большевистской революции. Поднял бунт. И был казнен.
Его сына, Владимира Евгеньевича Щеглова, зная историю отца, никто не рисковал взять на работу. Тогда он открыл сапожную мастерскую. Он был молод и безумно красив. Влюбился в барышню, Сашеньку, и вздыхал о ней тайно пять лет. Она росла сиротой. Владимир знал, что богатые родственники хотят ее выдать замуж за зажиточного жениха. Да и сам присмотрел себе другую. Но однажды на прогулке Александра сломала каблук, и ее привели в сапожную мастерскую. Когда Владимир увидел свою красавицу, от волнения не слушались руки. А она все поняла без слов.
Сапожник Сашеньке тоже приглянулся. Он и она за три дня определили свою будущую судьбу.
Александра Михайловна рассказывала внучке, что, расписавшись в советском загсе, они с Владимиром Евгеньевичем продолжали жить каждый у себя: не обвенчавшиеся не считали себя мужем и женой. Они прожили долгую счастливую жизнь. Вырастили пятерых детей.
Марине по наследству передалось отношение к любви, как к священному чувству. Молодые люди ей дарили охапки цветов, посвящали стихи, стояли на коленях, обещали сказочное будущее. Артист Москонцерта, миллионер, чтобы только Марина не намочила ножки в луже, сняв с себя "барскую шубу", бросил к ее ногам, совсем как Паратов в "Бесприданнице". Но ни один из влюбленных не тронул ее сердца. Всех воздыхателей Марина сумела сделать своими друзьями.
И вдруг возник Он. Герой ее романа. Почти идеал мужчины. Артист Петербургского мюзик-холла Александр Сластин. Представ перед Мариной ялтинским вечером, восхищенно воскликнул: "Вас нужно снимать в кино!".
История любви Марины и Александра и в самом деле могла бы стать сюжетом для фильма, романтичного, чистого, а вместе с тем драматичного.
Марина проверяла себя: "Могла бы я разделить его судьбу, если бы (не дай Бог!) случилось несчастье и он остался прикован к постели?". Отвечала себе: "Да".
Дело шло к свадьбе. Но влюбленного артиста стали одолевать сомнения: он был на 20 лет старше Марины. Звонки и письма из Питера стали все реже. Марине пришлось проверить свои чувства еще и ожиданием. Сомнения поселились и в ней, и она, считая, что любовь не допускает сомнений, поставила на своих отношениях точку. После заболела, начала таять на глазах.
Марина не сомневается, что спас ее только Всевышний. С тех пор она усвоила для себя простую истину: "Нельзя ставить мужчину выше Бога".
Кино
Но в сердце Марины осталась Ялта и ялтинская киностудия, куда ее водил "на экскурсии" Александр Сластин. Эти визиты открыли жизнь за кадром. Оказалось, и в кадре тоже.
Тогда мимо яркой, темноволосой, грациозной Марины не прошел ни один режиссер. "Уговорите ее сняться в моем фильме", - командовали они помощникам, показывая на Марину.
В начале 90-х годов на ялтинской студии снимался одновременно десяток фильмов. Для эпизодических ролей и массовок всегда были нужны "артисты". Они, как правило, подыскивались из народа. Вернее, из отпускников, отдыхающих на море.
Поскольку летний отпуск Марина проводила всегда в Ялте, отбоя от предложений не было. На пляже, в кафе, на улице подлетали ассистенты режиссеров и уговаривали сняться в кино. Марина не могла не поддаться соблазну, в итоге несколько лет подряд каждый свой отпуск она была "актрисой".
Марина Гладченко в роли цыганской невесты блеснула в эпизоде фильма "Господа артисты", когда актер Александр Стриженов приезжает в гости к цыганскому барону и попадает на свадьбу.
В фильме "Самолет летит в Россию" Марине пришлось почувствовать себя одной из жен султана в гареме. В фильм вошел эпизод, как Марину, "любимую жену", купают за полупрозрачной ширмой. На актрису во время съемок вылили кувшинами бочку холодной воды так, что она едва не слегла с простудой.
Фильм "Простодушный" снимался также с участием Марины Гладченко. Запомнился ей Армен Джигарханян. Зная, что он доброжелательный человек, девушки из массовки не сдерживали своих эмоций. Когда он появился с наклеенной бородавкой на лице, над его нелепым видом так смеялись, что режиссер несколько раз был вынужден останавливать съемки.
Режиссер Георгий Хилькевич своего "Узника замка Иф" снимал тоже в Ялте. У него была твердая репутация Дон Жуана, так что Марину отговорили идти на назначенную ей встречу. Вся телестудия обсуждала его новый роман: Хилькевич соблазнил 17-летнюю узбекскую актрису, игравшую в фильме восточную наложницу и преданную подругу графа Монте-Кристо. Она понимала, что по возвращении на родину ее теперь ждет бесчестье. В студии она часто не могла сдержать слез...
Совсем недавно в передаче "Женские истории" Оксаны Пушкиной, посвященной Георгию Хилькевичу, Марина узнала о завершении этой истории: юная узбечка сумела сделать Хилькевича своим мужем.
Случалось, что Марина снималась в трех фильмах одновременно - процесс был безумно интересным, к тому же за это платили по 5-7 рублей в день. Тех же денег стоило снять квартиру у моря.
Однако с каждым разом романтика профессии все больше рассеивалась. Съемка небольшого эпизода могла затягиваться на неделю: то погода не та, то артист заболел, то костюмы не подходят.
Рассталась Марина с кино после съемок фильма "Век просвещения", где ей выпала роль раненой дамы на захваченной пиратами эспаньоле. Женское самолюбие не могло выдержать, что в роскошном костюме а-ля XVIII век нужно было все время валяться на палубе и стонать. А если серьезно, уговоры режиссеров поступить на актерское отделение и реализовать свой талант на сцене Марину все же зацепили: может быть, стоит решиться? Но поняла, что ей совсем не нравится плакать и стенать, когда хочется смеяться. И вообще перевоплощение в кого бы то ни было противоестественно ее натуре.
Небо
Марина предпочла киношным студиям и богемной актерской жизни салон самолета с милыми сердцу эпипажем и пассажирами.
В авиацию Марина пришла после... педагогического училища. И оказалась бесценным работником. Ее полеты в разные концы страны заканчивались тем, что пассажиры писали благодарственные письма. Среди которых, между прочим, есть и от министра гражданской авиации. Ничего сверхъестественного я не делала, признается Марина, просто старалась хорошо выполнять свою работу.
После одного из рейсов "Сочи - Волгоград - Ульяновск" стюардессе казалось, что она никогда снова не сможет подняться в небо.
- Во время полета в небе внезапно стало темно, самолет начало кидать из стороны в сторону, - рассказывает Марина о событиях, которые ей пришлось пережить. - Я едва удержалась на ногах, успела схватить микрофон и объявить пассажирам, чтобы пристегнули ремни. И тут же почувствовала, что самолет летит вниз. На секунду возникли мысли: "Ну, вот и все, жизнь закончилась. А что я в ней успела сделать?!". На этом мысли о себе разлетелись, и вдруг я увидела, что один из пассажиров потерял сознание. А меня, как мяч, бросает между кресел, я пытаюсь дотянуться до аптечки... И тут я почувствовала, что меня схватила чья-то крепкая рука, усадила рядом в кресло и даже пристегнула. Это был пожилой человек, бывший летчик. Сказал, что мы в середине грозовой тучи, попали под град. Сколько времени продолжался наш "грозовой" полет, не помню. Мы благополучно приземлились. Уходя, пассажиры мне говорили: "Вам пора в космос летать".
Страх полетов у Марины остался надолго.
Но небо, ощущение полета оказались сильнее любых страхов. И если когда-нибудь в полете вы услышите завораживающий голос, знайте, уважаемые пассажиры, вас приветствует стюардесса Марина Гладченко.
Алсу ИДРИСОВА.