UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 9 октября 2001 года №152



Новый налог на прибыль
(Окончание. Начало в "БК" №32, 33 и 34 от 25.09.2001 г.)


С какими проблемами с 1.01.2002 г. (дата введения главы 25 НК РФ) встретятся налогоплательщики, изложено в заключительном материале по изменениям в налогообложении прибыли организаций. Рассказывает налоговый консультант Михаил ТУРОВЕР.
Налог на прибыль - единственный, который с 1.01.2002 г. будут начислять в полном отрыве от данных бухгалтерского учета, что законодательно закреплено в главе 25 НК РФ (об этом сказано в предыдущем материале). Хорошо это или плохо? Авторы идеи введения налогового учета (налоговики) полны энтузиазма и желания помочь налогоплательщикам приспособиться к новым условиям. Методологи бухгалтерского учета настроены более скептично, считая, что новую систему пока нельзя назвать жизнеспособной и отладить ее удастся очень не скоро. Несомненно одно: эта часть НК РФ проработана пока очень слабо, для формирования внятной системы налогового учета потребуются годы, а в переходный период - и море трудностей, и возможность половить рыбку в мутной воде.
Согласен с мнением налоговиков, что бухгалтерское и налоговое законодательство не должны пересекаться. Все более многочисленными и громоздкими становятся корректировки, которые вносятся в данные бухгалтерского учета в целях налогообложения. Эта разница достигла своего предельного ресурса, назрела необходимость что-то менять. В результате возникла идея введения налогового учета, полностью отделенного от бухгалтерского.
В 2002 году начнется ее реализация: налог на прибыль будет формироваться не из данных бухучета, а из регистров налогового учета, составляемых на основе первичных документов. Нечто похожее есть в НДС (он рассчитывается на основании счетов-фактур, а не данных бухгалтерского баланса), но законодательно налоговый учет впервые введен в главе 25 НК РФ.
Из приведенной схемы видно, как изменится процесс определения налогооблагаемой прибыли.
А вот мнение работников Минфина РФ, отвечающих за проблемы методологии бухучета и отчетности. Отрыв налогообложения от бухучета и создание самостоятельной системы налогового учета - решение по сути нерациональное и неэкономное. Оно серьезно усложнит внедрение в организациях международных стандартов финансовой отчетности, системы управленческого учета, приведет к неразберихе и шквалу запросов, особенно в ближайшие годы. Руководствуясь текстом главы 25 НК РФ, технику налогового учета реализовать практически очень трудно. Большинство норм не прописано, ряд положений разъяснен либо недостаточно четко, либо противоречиво. За три оставшихся месяца устранить недостатки закона очень трудно. Поэтому многочисленные столкновения налогоплательщиков с налоговыми органами неизбежны, ведь каждый будет по-своему понимать закон. Систему налогового учета целиком построили на поэлементном учете расходов - ни опыта, ни практики ведения такого учета почти ни у кого нет.
Вклад налога на прибыль в бюджетные поступления виден из следующей справки.
Справка. Более 4/5 консолидированного бюджета сформулированы за счет поступлений пяти основных налогов (данные в % за январь-июль 2001 г.). Налог на прибыль - 26,6; НДС - 23,2; налог на доходы физических лиц - 12,7; акцизы - 12,3; платежи за пользование природными ресурсами - 7,6; другие налоги - 17,6.
Предприятия вынуждены бороться за выживание по-своему. Так как "подати", установленные государством, могут разорить любое производство, то приходится уклоняться от налогов (или используя лазейки, предоставленные законодательством, или просто накапливая долги).
Ниже приводятся финансовые показатели предприятия (среднего размера), имеющего рентабельность (отношение прибыли к затратам) 25 процентов (!) - по мировым меркам это высокорентабельное предприятие - и выплатившего все налоги (по действующему в 2001 г. законодательству) в сравнении с налогообложением с 1.01.2002 г. (гл.25 НК РФ). (а есть еще затраты на областные и местные налоги, приобретение оборудования и другие расходы на развитие инфраструктуры и решение социальных вопросов).
При равных результатах деятельности предприятия: налог на прибыль в 2001 году (по ставке 35%) составит - 0,065 млн руб., а в 2002 году (по ставке 24%) - 0,045 млн руб. Но если предприятие в 2001 году может использовать льготы по налогу, то налог уже составит - 0,032 млн руб., или меньшую сумму, чем в 2002 году, так как льготы по налогу на прибыль в главе 25 НК РФ отсутствуют.
В развитых странах, взятых нами за образец (по налоговому законодательству) налоговая политика ведется более разумно - производственные фирмы работают и получают прибыль открыто. Государство стимулирует рост промышленности и побуждает владельцев вкладывать деньги в развитие собственного предприятия: все средства, направленные на расширение и модернизацию (от станка до калькулятора), вычитаются из налогооблагаемой базы. У нас все наоборот: по закону даже необходимое оборудование разрешено приобретать, только уплатив все налоги.
Напомним, что согласно ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Р.S. Ульяновское объединение предпринимателей и Ульяновская общественная организация "Общество защиты прав налогоплательщиков" во второй половине ноября организуют занятия для налогоплательщиков по изучению главы 25 НК РФ. Информацию об этом читайте в "СК".


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz