UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 6 ноября 2001 года №168



Швейцарцы строили коммунизм в Симбирской губернии, конкретно - в Новой Лаве


После октябрьского переворота многие за рубежом поверили в новую жизнь России. Среди них были и те, кто, бросив свою "загнивающую" родину, устремился помогать молодому советскому государству строить светлое будущее. В 1923 году несколько швейцарских семей образовали в Симбирской губернии сельскохозяйственную коммуну.
В новую жизнь
В годы первой мировой войны, находясь в Швейцарии, Владимир Ильич Ленин встретился с основателем коммунистической партии Швейцарии Фрицем Платтеном. Тогда в частной беседе Ленин намекнул известному социалисту, что неплохо бы швейцарским коммунистам организовать в советской России показательные сельхозкоммуны.
Платтен не заставил себя ждать и обратился к швейцарским рабочим с призывом. "Мы не хотим работать на капиталистов, - говорил на митинге в Канаде его 77-летний отец. - Советская Россия - отечество рабочих всего мира, всего международного пролетариата".
В 1920 году Фриц Платтен написал письмо вождю мирового пролетариата, в котором известил о намерениях швейцарцев "внести свой вклад в строительство социализма в молодой стране Советов". Желающих переселиться в Россию было около двух тысяч человек. Место для основания первой швейцарской коммуны было выбрано на родине Ленина. В знак уважения.
И 15 октября 1923 года в деревню Новая Лава прибыла первая группа переселенцев - 11 мужчин, 4 женщины и 6 детей во главе с Фрицем Платтеном. Вместе с ним в Симбирскую губернию приехали его пожилые отец и мать, решившие на склоне лет увидеть зарю новой жизни. Средств у членов коммуны было мало. Им пришлось продать все свое имущество, чтобы купить необходимый сельскохозяйственный инвентарь и добраться до далекой губернии. Перед самым отъездом коммунары купили еще гусеничный трактор, аппарат для починки машинных частей, инструменты и токарный станок.
"Вручную натаскивали тысячи ведер воды"
Коммуну назвали "Солидарность". Местные власти дали швейцарцам в пользование около 600 десятин земли и развалившиеся постройки бывшего имения Катковой. Трудно было приезжим обживать новые места, привыкать к климату. Пугали засухи. Платтен писал в своих дневниках: "На плоской, бедной водой возвышенности мы боролись с засухой, свойственной району Новая Лава. В 1924 году знойное солнце уничтожило наши посевы. В сады нужно было вручную натаскивать тысячи ведер воды. Трудились в среднем по 12 часов. Лентяям у нас не было места".
Жили коммунары в тесноте, но не падали духом. Кроме полевых работ, швейцарцы занимались строительством. Отремонтировали и построили 10 новых домов. Пустили мельницу и лесопилку, оборудовали мастерские. На животноводческой ферме, где было 11 дойных коров, 19 лошадей, гуси да куры, поставили соломо- и картофелерезки. В селе коммунары открыли общественную столовую и избу-читальню. А в первую весну 1924 года они распахали заброшенные земли. Кроме зерновых и картофеля, стали выращивать свеклу, кукурузу, люцерну.
Местные не понимали коммунаров
В коммуне были строгая дисциплина и товарищеская поддержка. Действовал принцип самоуправления. При распределении работ учитывали индивидуальные способности и физическую выносливость каждого. У всех коммунаров были рабочие книжки, в которых записывалась проделанная работа. Продукты питания и предметы первой необходимости распределялись поровну.
Местные крестьяне сначала присматривались к незваным гостям. Иногда сторонились их. Но с любопытством наблюдали за их работой, не понимая, зачем столько трудиться. А через месяц-другой появились симпатии и интерес к механизированному хозяйству. Вместе с коммунарами местные жители начали отмечать революционные праздники, а швейцарские дети пошли учиться в русскую сельскую школу.
В апреле 1924 года прибыла вторая группа швейцарцев. Небольшая их часть обосновалась в Николаевском районе, где они организовали своего рода филиал "Солидарности". Постепенно коммуна расширила свою территорию. В 1924 году в ней жило и трудилось уже около 120 переселенцев.
А через три года коммуна превратилась в сельхозартель и ее перебазировали в Подмосковье, где климатические условия позволяли получать высокий урожай и продуктивнее вести животноводство. Швейцарцы обосновались в деревне Васькино (ныне город Чехов). Увы, расцвету швейцарской коммуны помешала война и последовавшие репрессии. Основатель "Солидарности" Фриц Платтен был обвинен в шпионаже и в 1942 году расстрелян. Коммуна распалась.
Сегодня в Новой Лаве Новоспасского района о швейцарских коммунарах напоминает лишь кирпичная водонапорная башня, деревянный амбар да три жилых дома. Все, что было построено в 20-е годы.
А еще на местном кладбище сохранилась заросшая травой могила отца Фрица Платтена, так и не увидевшего новую жизнь.
Арсений КОРОЛЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz