UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 14 июля 2001 года №102-103



Что поставить на "УАЗ"?


Качественный, надежный и недорогой "уазик" - мечта любого потенциального владельца отечественного джипа, но... Ульяновцам не раз приходилось наблюдать такую картину: не успеют новые машины толком отъехать от автозавода, как дружно останавливаются, а их водители принимаются что-то ремонтировать. Неважная "реклама" для ульяновского вездехода.
Сегодня "уазик" на 70 процентов состоит из комплектующих, выпускаемых не на автозаводе. От их надежности во многом зависит мнение покупателя о машине. Поэтому, когда на "УАЗ" пришли новые владельцы, они вплотную занялись работой с поставщиками деталей и узлов.
Уйти от посредников и монополистов
Молодые руководители автозавода поставили в сфере закупок две главные задачи: добиться удешевления комплектующих и, одновременно, повышения их качества. В конечном итоге это должно улучшить спрос на "уазики", поднять рентабельность.
Первым делом взялись за устранение всевозможных посредников, накручивавших проценты на поставках. Когда ОАО "Северсталь" приобрело автозавод, УАЗ почти все закупал у посредников. Первая причина: у завода не было "живых" денег и производители комплектующих с ним работать не очень хотели. Отсюда появлялись посредники, бартер, завышенные цены. Второй причиной на УАЗе называют коррупцию среди коммерческой службы. Нечистым на руку работникам было выгодно плодить посредников и получать от этого "навар". Сейчас, по словам первого заместителя генерального директора ОАО "УАЗ" Сергея Эмдина, процесс ухода от посредников в закупке комплектующих почти закончен: по самым денежным позициям поставки идут напрямую от производителей. Теперь на повестке дня другая проблема - демонополизация поставок.
Демонополизация - такое оружие, которое бьет сразу в двух направлениях: по диктату цен поставщиков и по низкому качеству деталей. Сегодня от 30 до 40 процентов комплектующих на УАЗ поступает от монополистов. Есть достаточно позиций, способных поставить завод на колени: ряд подшипников, электроника. Аукаются отголоски советского времени, когда конкуренции не было, вспомогательные заводы создавались под конкретное производство и поставки шли в соответствии с госпланом.
Теперь от наследства рухнувшей системы приходится освобождаться, чтобы не быть ее заложником. Автозаводу помогают в этом тендеры на закупку комплектующих. С помощью конкурсов завод выбирает наиболее экономически выгодных для себя партнеров, которые сохраняют качество, но предлагают более выгодные цены. Два месяца назад прошли открытые тендеры по закупкам аккумуляторов, радиаторов, рессор. Это принесло УАЗу снижение цен до 10 процентов. Причем победители тендеров получают наибольший заказ от автозавода, но не весь. Чтобы у участников не было соблазна применить разовый демпинг, отбить с помощью него всех других партнеров, а позже диктовать свои условия УАЗу. Курс на демонополизацию выдерживается. До конца 2001 года по всем основным позициям Ульяновский автозавод намерен заиметь двух и более поставщиков. Как считает Эмдин, это вполне достижимо. А если учесть, что правительство РФ, возможно, введет по просьбе российских автостроителей "нулевые" таможенные пошлины на ввоз высокотехнологичных деталей из-за рубежа, то перспективы УАЗа получать качественные и более дешевые комплектующие расширятся.
В потенциале автозавод надеется удешевить свои закупки на 25-30 процентов. В июле на предприятие пришел новый директор по закупкам Михаил Кузьмин. Прежде он возглавлял дочернюю фирму череповецкого холдинга "Северсталь Штрипс Энерго", занимающуюся поставками металлопроката и труб широкого диаметра (в основном "Газпрому"). На энергию нового руководителя Совет директоров УАЗа также надеется.
Пламенный мотор
Главный узел любого автомобиля - мотор. Это хорошо знают на УАЗе, поэтому холдинг "Северсталь" планирует широкие инвестиции в моторостроение. Не улучшишь двигатель - не продвинешь машину на рынке.
Прежде УАЗ львиную долю движков получал с Ульяновского моторного завода (ныне - АО "Волжские моторы"). Но с приходом в Ульяновск "Северстали" переориентировался на Заволжский моторный завод (ЗМЗ) в Нижегородской области, который ОАО "Северсталь" потом тоже купило. Причины объективные. Во-первых, качество движков от ЗМЗ оказалось выше. Например, за последние три месяца количество бракованных моторов ЗМЗ, пришедших на УАЗ, оказалось меньше одного процента. От "Волжских моторов" ("ВМ") брака, по данным дирекции по качеству, - более шести процентов. А, во-вторых, "ВМ" постоянно грозят поднять цены на свою продукцию.
И хотя на УАЗе в принципе стремятся ориентироваться на поставщиков, находящихся в Ульяновской области, данный пример ярко демонстрирует, что внутриобластная кооперация не всегда приводит к положительным результатам.
Обеспечение работой областных предприятий - поставщиков комплектующих и агрегатов, конечно, создает рабочие места и наполняет бюджет. Но если качество их продукции оставляет желать лучшего, а цены на нее превышают цены других производителей, то в итоге рынок будет неудовлетворен качеством и ценой продукции УАЗа. Последует снижение объемов спроса, затем объема производства автомобилей, а потом УАЗ сократит закупки у областных производителей.
Область от этого только проиграет. Именно поэтому сотрудничество УАЗа и ЗМЗ расширяется... Поставки, по сравнению с прошлым годом, выросли в два раза. Сейчас в Заволжье идет сертификация моторов для армии, по договору с УАЗом осваивается 3-литровый двигатель. Между двумя предприятиями действует жесткая, согласованная политика - по срокам, по целям. На автозаводе считают, что с сентября-октября в принципе могли бы все свои потребности в движках удовлетворять на ЗМЗ. Но так как УАЗ держит курс на демонополизацию, то и от "ВМ" отказываться не хочет, чтобы не испытывать возможного прессинга по моторам ни от кого (даже от партнеров по холдингу). А третьего моторного завода, который может работать в классе "уазиков", в России сегодня нет и в ближайшем будущем не появится. Поэтому руководство УАЗа продолжает приобретать двигатели и у "ВМ", надеясь, что осенью позиция авозавода как покупателя лишь укрепится: по всем моделям движков будет два поставщика.
В долгосрочной перспективе УАЗ ставит на ЗМЗ.
- На ЗМЗ есть ряд разработок - реальных по инвестициям, - говорит Эмдин, - которые станут основой нового ульяновского джипа. Есть ясность и по дизелю - это важно для экспорта.
Что же касается "Волжских моторов", то их новый реальный владелец - группа "Сибирский алюминий" - не спешит афишировать свои планы в Ульяновске.
"50 дефектов" и ISO-9000
Около двух месяцев назад на УАЗе введена программа "50 дефектов" с целью искоренить полсотни наиболее часто всречающихся дефектов автомобиля. Она предусматривает многоступенчатый контроль качества и во время производства, и готовой машины, и поступивших на предприятие комплектующих и материалов. Совместный контроль специалистами завода и поставщиков позволяет не только выявлять бракованные детали, но и оперативно находить и устранять причины их появления. Об эффективности программы "50 дефектов" говорить еще рано, однако положительные сдвиги имеются.
Тем временем на УАЗе идут дальше: собираются сертифицировать производство по международной системе качества ISO-9000, начинают привлекать консультантов. Процесс этот долгий, закончится примерно к концу 2002 года и полностью отладит систему качества на предприятии - от конвейера до всех служб. Отдельным блоком в ISO-9000 предусматривается работа с поставщиками. Например, система перекроет путь закупкам более дешевого, но менее качественного товара при нехватке денег. После сертификации ISO-9000 должна стать гарантом того, что недобросовестные и слабые поставщики на УАЗ не проникнут.
Владимир САМАРИН.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz