UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 18 августа 2001 года №122-123



Время телепузиков


Что же это за творение человеческого разума, возникшее на рубеже тысячелетий, завоевавшее популярность сперва в Англии, а теперь и у нас? Рейтинги зашкаливают, страна завалена изображениями телепузиков всех видов и размеров. Продукт раскручивается грамотно. Но вот сосед, токарь одного из московских заводов, категорично заявил: "Я своим детям этих монстров смотреть не позволяю".
Что же делают эти монстры? В общем, ничего страшного: носятся, пищат, валяются, говорят глупости, катаются на роликах, ходят с завязанными глазами, прыгают со шкафов на диваны, балуются с едой. Но не случайно автор "Чебурашки" Эдуард Успенский очень точно подметил: "У них стеклянные глаза". Действительно, они ведь не люди и не звери - они зомби, идеально управляемые зловещей электронной мельницей.
Почему же примитиву со стеклянными глазами так щедро выделяется экранное время? Кому понадобилось забивать головы наших детей убогой теледурью?
Нет тут никакого злого умысла, кроме одного: неосознанного, спонтанного заговора дураков против умных, бездарей против талантов. Вряд ли наши телевизионные коммерсанты понимают, что делают, но они инстинктивно, очень упорно и в последнее время все более успешно борются с людьми одаренными и думающими. Их ненавязчиво вытесняют отовсюду. Без всякой цензуры. Чисто рыночными методами.
Увы - время телепузиков. Механический голос не врет. Время телепузиков наступает неумолимо и страшно.
В литературе теперь не проживешь серьезными книгами: жируют только умельцы выпекать скороспелые детективы да слезливые дамские романы, читатели которых не запоминают не только названия, но и имена авторов. Зато телепузик-издатель ездит на "Вольво" и присматривает виллу в Майами.
Вот и в кино - время телепузиков: бесконечные боевики да очередные версии "мыльных сериалов". О чем они, как называются, кто играет? Какая разница! Словно какой-то безумец запустил гигантскую стиральную машину, а выключить забыл, и она равнодушно перемалывает в кашу все, что в нее попадает.
Время телепузиков...
О посещаемости концертных залов, библиотек, выставок и музеев без слез говорить нельзя. Только и вспоминается новорусский фольклор: "Братан, прикинь, откуда я тебе звоню - из музея"!
Отличается и эстрада: раньше песни писались на стихи, а теперь, по меткому выражению Таривердиева - на "текст слов", которые иногда и словами-то назвать неловко. И тут время телепузиков.
Впрочем, что говорить об эстрадных певцах: их ум - голос. Но послушайте наших политиков, наших уважаемых парламентариев. Половина из них на вступительных экзаменах в ВУЗ с треском провалилась бы по русскому языку. Депутату Алферову, физику с мировым именем, чтобы попасть на телеэкран, понадобилось получить Нобелевскую премию. Депутат Шандыбин без всяких премий на телевидении такой частый гость, что вполне может там считаться хозяином. Спросил знакомого продюсера: "Зачем вам этот косноязычник?" Тот ответил с ухмылкой: "Для смеха. Пусть народ знает, кого выбрал". Что ж, может, и прав. Может, и в Госдуме нынче время телепузиков?...
Впрочем, стоит ли требовать от телевизионщиков чистоты экрана? Иной раз достаточно послушать их самих. Вот телепузик Леля с яростью сильно засидевшейся невесты скороговоркой утверждает, что все жены должны непременно изменять мужьям. Почему непременно и почему обязательно все? Что, указ такой вышел? Да нет, указа, вроде, не было. А какой либо аргументацией перезрелая девушка себя не утруждает... Вот телепузик Отар так старательно выговаривает с экрана неприличные слова, будто долго учил их по словарю. Нужен ли на экране мат? Этот вопрос лучше не задавать, потому что сразу же встанет следующий: нужен ли на экране телепузик Отар?
Так что, все-таки, происходит: малограмотные зрители требуют все более убогих зрелищ? Или наоборот - примитивность современных зрелищ превращает народ в быдло? Подозреваю, что процесс взаимный. Идет он давно, по всему миру. Но, к сожалению, в этой сфере мы уже обогнали Запад: наши телепузики покруче английских!
Невольно вспомнишь одно из мрачных пророчеств прошлого: мол, в конце времен люди разучатся творить и думать. Неужели и вправду разучимся?
Именно телепузики заставили меня задать этот вопрос. "Мыльные сериалы" для бедных пенсионерок - еще полбеды. А вот отупляющие программы для самых маленьких - это так же страшно, как СПИД в детской больнице Элисты.
Потому что у общества, в котором дураками воспитывают с яслей, нет будущего.
Антон МОЛЧАНОВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz