UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 9 августа 2001 года №117



А беременность прерывали мышьяком


В нашем представлении о прошлом симбирских семей рисуется навеянная детскими рассказами о семье Ульяновых большая дружная семья. Даже среди историков утвердилось мнение, что раньше семьи были большие, детей было много - от шести до двенадцати.
Однако современная наука определила, что чем дальше мы опускаемся в глубь веков, тем меньше детей в семье мы находим, и наоборот, с развитием цивилизации число детей в семье растет - вплоть до перехода от аграрного к индустриальному обществу. Этот переход и имеют в виду историки и этнографы, когда говорят, что семьи сейчас гораздо меньше, чем раньше. В чем причины изменения числа детей в семьях, почему сейчас число шесть не является нормальным для количества дочерей и сыновей?
В аграрном обществе дети были фактическими рабами главы семьи, поэтому, чем их больше будет, тем лучше обеспечена семья рабочими руками. Но в тогдашние времена дети часто умирали, так как медицина не была развита: рожали детей в бане, лечили молитвой, кормили чем придется. Можно, конечно, не верить, но в Симбирске в конце прошлого века умирало до 50% младенцев, не дожив до года, и это при том, что в городе были две профессиональные акушерки и лучшая в губернии больница. Родители относились к детской смертности довольно просто - как говорится: "Бог дал - бог взял". Иногда в одной семье встречается несколько детей с одинаковыми именами (Семен I, Семен II) - то ли месяцеслов был скуден, то ли не надеялись, что оба выживут.
Православные всегда стараются крестить младенца как можно раньше. По народным поверьям необходим определенный срок, чтобы младенца можно было считать человеком, но церковь не устанавливает срока, когда его можно крестить. Священнослужители советуют крестить в тот же день, когда младенец родился, если есть угроза, что он умрет и предстанет тем самым перед Господом без таинства. Так вот, в прошлом веке большую часть детей крестили в день рождения, а умерших младенцев даже не заносили в метрики в раздел "Умершие".
В такой ситуации наши предки вынуждены были рожать как можно больше детей, чтобы кто-то выжил и обеспечил своим родителям старость. И чем дальше развивалась цивилизация, тем больше детей выживало, тем больше становились семьи. Большими были семьи дворян и купцов, так как они могли позволить себе кормилиц для детей. Недостаток материнского молока был причиной высокой смертности младенцев. Чем больше было хорошего молока, тем больше шансов выжить у маленького человечка.
С переходом к современному обществу происходит смена традиций. Оказывается, что высокая рождаемость становится причиной несчастий семьи, так как почти все дети выживают, а их еще нужно кормить, одевать, учить, женить и т.д. Дети уже не являются рабочей силой родителей, так как большинство населения занято в торговле и промышленности. Горожане еще в прошлом веке поняли эту простую истину, поэтому, если крестьянские семьи в пореформенное время росли как на дрожжах, то городские семьи не были столь многочисленны.
Старое симбирское купечество могло позволить себе четверых детей, а более бедные мещане - всего двоих, причем если рождался мальчик, то детей старались больше не заводить. Постепенно самой обычной семьей стала семья, состоящая из мужа, жены и одного-двоих детей. Большие семьи, такие как семьи купцов Зотововых, Завьяловых, Красниньковых, становились анахронизмом уже в 70-е годы XIX века, так как и купцы обзаводились не более чем двумя детьми.
Здесь можно встретить недоумение и возражения. Во-первых, были же семьи с большим количеством детей! Да, такие семьи были, но их количество было ничтожным. Уже пятеро детей было большим достижением для городской семьи. Надо думать, что такие семьи появлялись тогда, когда крестьяне, осевшие после реформы в городе, реализовывали свои семейные деревенские мечты, так как появляются они на фоне общего снижения количества детей в 70-х годах. Второе возражение заключается в том, что регулировать рождаемость было трудно в то время, когда в городе аптек было в пятьдесят раз меньше, чем питейных заведений. Выясняется, что предки наши знали не хуже нас, откуда берутся дети, поэтому придумывали различные способы избежания нежелательного потомства. Эти способы, известные еще в Древней Руси, перечислять не будем, но коснемся наиболее шокирующих.
Излюбленным способом лишить себя бремени у симбирянок был мышьяк, слабый раствор которого употреблялся перед ужином по народному рецепту. Но предки наши были одновременно и знатоками, и дилетантами. Не все получалось у них с первого раза, поэтому обычным явлением была смерть от передозировки "лекарства". При таком исходе медицинского эксперимента женщину записывали в самоубийцы и хоронили в Соловьевом овраге.
Второй способ более греховен - детоубийство. Да, наши православные прабабушки не гнушались и такого способа регуляции рождаемости. Крестьянки закапывали своих детишек в овине, выбрасывали скоту в загон, а более культурные горожанки делали это за городом. В одной из симбирских быличек говорится, что младенцев закапывали за Свиягой в земляном валу бывшей Симбирской засечной черты. По наблюдениям историков, детоубийство в прошлом человечества было чуть ли не самым популярным способом "планирования семьи".
Конечно, не все решались взять грех на душу, но в таком случае они обрекали своих детей на нищету или подкидывали младенцев. Больше подкидывали девочек и незаконнорожденных, относили их к больнице или в церковь. Самое страшное в этом гуманизме то, что почти все подкидыши умирали.
Со временем нашлись другие способы регулировать численность желанных детей, поэтому прошлые проблемы оказались забытыми, и старые семьи кажутся нам идиллическими - большими и дружными.
Сергей ПРОЗОРОВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz