UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 9 августа 2001 года №117



Несколько историй об Арлекине, облаках и маске


Верите ли вы, что картина, покинув дом художника, способна искать своего хозяина и, если это необходимо, дожидаться его годами? Потому что у нее своя судьба, свой характер, своя дорога.
Нам поверить в это помогли несколько историй, рассказанных художником Александром Кургановым.
Безусловно, среди десятков, сотен созданных картин у мастера всегда есть любимчики. У Курганова это "Арлекин". Помните, лет пятнадцать назад улицы Ульяновска захлестнуло веселое карнавальное действо. Тогда знаменитая Полунинская команда клоунов взрывала хохотом не избалованных уличными представлениями горожан. На площади у кинотеатра "Рассвет" художник и подсмотрел своего героя. Усталый Арлекин, видимо, отыграв свою антрепризу, отдыхал на ступеньках кинотеатра, полагая, что остается незамеченным в суматохе шумного праздника. Герой-шут, герой-философ и мудрец... Он смешит людей своей глупостью, но, пожалуй, имеет немало оснований посмеяться над ними сам.
- На "Арлекина" засматривались многие в салоне-магазине, где я выставил эту картину на продажу, - рассказывает Александр Курганов. - Но однажды туда пришла девушка и, взглянув на нее, сказала: "Арлекин" дожидался именно меня". Она купила картину в тот же день.
Ее приход произвел впечатление на продавцов, историю встречи девушки с "Арлекином" в точности передали художнику. И тот внезапно почувствовал, что осиротел. От шута и философа осталась только черно-белая фотография. Александр не раз пожалел, что не успел сделать цветного снимка с картины.
И вот однажды он показывал новым знакомым альбом с фотографиями своих работ. Среди прочих - фото "Арлекина".
- Мы отлично знаем хозяйку этой картины. При желании "Арлекина" можно навестить, - сказали художнику.
Встреча мастера и шута состоялась. Александр Курганов сфотографировал своего любимца еще раз, теперь уже на цветную пленку. Но главное, убедился - "Арлекин" действительно нашел свой новый дом.
Другая история - об облаках и девушке. Триптих "Облака", казалось бы, обрел свою потенциальную хозяйку, едва лишь сошел с мольберта. Девушка, увидевшая "Облака" у Курганова, попросила не продавать их, дождаться времени, когда она сможет выкупить триптих. Однако с тем и пропала. Надолго. Два года "Облака" дожидались свою девушку. За это время они совершали путешествия, долго жили в мастерской художника ГТРК "Волга" (Кургановский триптих удачно использовали однажды в передаче). Там находили немало поклонников, но не хозяев. Случилось так, что по недоразумению хозяин мастерской называл лишь за одну картину цену, которую сам Курганов назначил за все три. Возможно, это была случайность, возможно, нечто иное, только "Облака" после странствий вернулись домой, а девушка спустя годы наудачу пришла в дом художника за ними.
Однако в жизни полотен, как и в жизни людей, традиционный голливудский хеппи-энд не гарантирован никому. Так, "Натюрморт с масками" - во многом автопортретная работа Курганова - погиб. Возможно, именно потому, что отчаялся найти своего хозяина. На областной художественной выставке, где дебютировала эта работа, ее успех был очевиден. Маска улыбающаяся и маска хмурая будоражили воображение посетителей. Отвечая на вопросы о натюрморте, экскурсовод наудачу интерпретировала смысл работы. Потом художник с любопытством выслушал ее версию и признался, что, пожалуй, она больше заложила в нее глубины, чем он сам.
После вернисажа натюрморт снова поселился у художника. Выставлять его повторно он не хотел, а в интерьере дома натюрморт показался неуместным. Сейчас Александр Курганов с трудом объясняет случившееся, но натюрморт с масками он изрезал собственными руками, когда срочно понадобился простой кусок картона. Так погибли маска хмурая и маска улыбающаяся.
Не очень давно художник увлекся созданием небольших скульптур, не забывая, однако, кисти и краски. Необыкновенно утонченные, изящные, почти нереальные женские образы рождаются в руках мастера из вяза, березы, ясеня, яблони, вишни и даже экзотической бальзы - самого легкого по весу дерева. Это последняя, любимая, серия работ. О том, как сложится жизнь его экзотических женщин, Александр беспокоится больше всего. Наверное потому, что среди его творений они самые младшенькие, а потом - и это доподлинно известно - судьба женщины часто зависит от того, в чьи руки она попадает. А еще от случая. В салоне-магазине "Искусство" утонченные хрупкие скульптурки расположились не лучшим образом - в самом конце выставочного зала. Наверное, многое в их судьбе будет зависеть от места и времени экспозиции. И все-таки, если верить, что любимые работы художника сами вершат свою судьбу, их встреча с истинным ценителем неизбежна.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz