UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 2 августа 2001 года №113



Где эта улица, где этот дом?


Мы часто задумываемся о том, в каком городе нам выпало жить. Молодежь чаще оценивает Ульяновск с негативной стороны, называя его "болотом". Старшее поколение, особенно представители культурной богемы, страстно защищают местную историю и современность. И спор этот длиной в века, но про наш город мы так ничего и не можем сказать утвердительно - он является нам в различных образах. Попробуем разобраться, каким представляли себе наш город его прежние жители.
После основания кремля в 1648 году Синбирск, как он тогда назывался, выполнял военную функцию, а экономическая жизнь города не развивалась, так как торгово-ремесленный "посад" населяла горстка пришлых людей, которые периодически "разбегались". Важнейшим событием стала осада кремля войсками Степана Разина, когда крепость полностью подтвердила свое военное назначение. Жители тогдашнего посада поддержали вольных казаков и пустили их за стены Большого города, но удача была на стороне царских воевод, которые после ухода казаков жестоко расправились с оставшимися мятежниками. Таким образом, в истории нашего города столкнулись две силы - вольная волжская жизнь, кипевшая под Венцом, и служилая военная дисциплина, которую поддерживали обитатели кремля, стоявшего на Венце.
Кремль был не только военной крепостью. Это был административный центр, руководивший огромной территорией. Но самое главное, что бросается в глаза, - крепость была тюрьмой, а ее гарнизон - тюремщиками и сыщиками беглых крестьян. "Город-тюрьма", так отозвался об одном из русских городов XVII века ссыльный иностранец. Таким был и Синбирск. В официальных документах город предстает как служилый центр, а в народной памяти он остался "острогом", "тюрьмой" и пересылочным рекрутским пунктом. Город был символом неволи, которому противопоставлялся вольный левый берег Волги, разгульная жизнь бурлаков и гуртовщиков (перегонщиков скота).
Более известный и более популярный эпитет закрепился за Синбирском уже после разинского бунта - "город славный и похвальный". Оказывается, что в конце XVII - начале XVIII века городской посад стал бурно развиваться, и к концу петровской эпохи в нем жили богатейшие купцы России. Кремль ветшал, бывшие его охранники разъехались по поместьям и наслаждались спокойной жизнью, избавив город от своего присутствия. Швед Борнеман, плененный в Полтавской битве, пересылался в Сибирь через наш город и написал стихи о прощании с Симбирском, назвав его "лучший город России". Символом города того периода стал каменный дом купца Пустынникова, а примером богатства - состояние богача Твердышева. Симбирские купцы с упоением вспоминали время до середины XVIII века. Но затем ситуация резко меняется.
В 1760-х годах город начинает беднеть, попав в долговую кабалу. Екатерина II весьма нелестно отозвалась о Симбирске, назвав его "скаредным городом". Стагнация городской жизни продолжалась до 1830-х годов, поэтому торгово-ремесленное население практически не росло. Богачи вкладывали свои капиталы в других городах, а те, кто не мог этого сделать, попросту закапывали деньги, поэтому город наш еще известен обилием кладов, и значительная часть горожан профессионально занималась в XIX веке кладоискательством. Но в этот период город превращается в "дворянское гнездо". Это произошло после крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. Симбирск становится центром наместничества и губернии, напуганные дворяне хлынули в новоиспеченный губернский город.
До освобождения крестьян продолжался "золотой век" симбирского дворянства. Из-за того что Петербург был далеко, богатейшие помещики проводили зимы в своих городских домах. Несколько раз город посещали царственные особы, здесь жили, приезжали в гости знаменитые личности. Пушкин сделал общеупотребительным термин "столбовое дворянство", которым обозначались древние знатные роды Симбирска. Столбовыми они были потому, что на гербе города XVIII века изображена белая колонна. Присутствие дворян в городе вновь вернуло ему славу тюрьмы. Известно, что Пугачев был в Симбирске в качестве пленника, местом его содержания был подвал дома Пустынникова. Менее известно, что конвоировал русского национального героя другой национальный герой - Александр Васильевич Суворов. К концу дворянской эпохи город называли не иначе как "барин на Волге". Но вместе с тем появилась и еще одна оценка: "сонный и снотворный город". Неслучайно наш земляк Гончаров создал образ Обломова, обращаясь к жизни местного дворянства.
Чем быстрее развивались соседние города - Казань, Саратов, Самара, - тем более неприятные эпитеты придумывались Симбирску. Его называли "медвежьим углом", "глушью", "обломовщиной". Очень интересную характеристику дает приезжий корреспондент Н.Мандрыкин в конце ХIХ века, переговаривая чьи-то слова, "тишь да гладь, да божья благодать". Он отмечает, что городские обыватели сколь набожны, столь и суеверны, считая, что мир стоит на трех китах. Если для славянофилов николаевской эпохи, собирателей народного фольклора, город был живым воплощением Святой Руси, то в конце века патриархальность мировоззрения и быта его жителей вызывала усмешку приезжающих. Любопытно, что местная элита всячески защищала статус города, ссылаясь на его историю. Гораздо легче содержать историков, которые напишут о славе нашего городка, чем развивать его экономику.
После пожара 1864 года многие дворяне не стали восстанавливать свои дома и город уже не привлекал их. В это же время сюда хлынул поток бывших удельных и помещичьих крестьян. Крестьянская реформа дала толчок развитию Симбирска, до конца 1870-х годов процветала ярмарочная торговля. Поэтому обитателей города сравнивали уже не с героями Гончарова, а с образами купцов пьес Островского, что также не льстило городским начальникам, выходцам из купечества.
С завершением индустриальной революции город вновь стал переживать кризис, так как здесь не было крупных фабрик и заводов, а железные дороги свели на нет значение Сборной ярмарки. Рост населения стал более медленным, и горожане стали вновь покидать город. Уезжали не только в соседние города, но возвращались даже в свои деревни. Нищета переполняла Симбирск.
Лишь перед первой мировой войной сюда вновь стали переселяться крестьяне, а с его "физиономии" исчезает "сельский колорит".
Таким образом, развитие Симбирска до революции носило волнообразный характер. В советский период этот процесс продолжается: то довоенный застой, то превращение Ульяновска в крупный туристический и промышленный центр с масштабным ростом населения. В конце XX - начале XXI века город вновь попал в застой, стал "заповедником коммунизма", "депрессивным регионом". Молодежь вновь покидает наш город в поисках более динамичной жизни.
В споре о том, плох или хорош Ульяновск, можно предложить еще одну позицию, что этот город - призрак, он постоянно меняется, не оставляя ничего от себя прежнего. Где булгарский городок Симбир? Где кремль? Где знаменитые соборы? Каково название улиц и название самого города? Можем ли утвердительно сказать, что это за город? Нет. Нам достались лишь призраки прошлого, которые по ночам являются на площади Ленина то башнями кремля, то крестами храмов.
Сергей ПРОЗОРОВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz