Проблемы на «АвтоВАЗе» все больше угрожают жизни предприятий-поставщиков автокомплектующих. В Ульяновской области на крупнейшего автопроизодителя завязан целый ряд предприятий, на которых трудятся тысячи работников. Последнее заявление представителей Тольяттинского автозавода о намерении снизить долю отечественных деталей в своих автомобилях на 50 процентов лишает автокомпонентщиков надежды даже на скорое окончание кризиса. После того как в начале августа «АвтоВАЗ» остановил конвейер на месяц, «СК» написал, что такая мера самым серьезным образом отразится на предприятиях-поставщиках, их на территории нашего региона около сорока. Проблема не ограничивается лишь временной приостановкой производства машин, а усугубляется взаимными претензиями производителей деталей и автозавода. Напомним, «АвтоВАЗ» ввел вексельную систему расчетов за поставки, при которой 70 процентов закупок оплачивалось векселями и только 30 процентов деньгами. Тем же, кто настаивал на денежных расчетах, автозавод предложил снизить отгрузочные цены на 10 процентов. Такие условия поставили производителей автокомплектующих в невыгодные условия, при которых и производство становилось нерентабельным, и отказ от основного потребителя продукции означал остановку всего предприятия. Начались банкротства. В настоящее время главный конвейер «АвтоВАЗа» стоит, однако теперь у большинства поставщиков деталей нет надежды на улучшение положения даже с его запуском. Руководство завода заявило о том, что к 2011 году доля импортных комплектующих, сырья и материалов должна увеличиться с нынешних 24 процентов до 70-80 процентов, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на руководство «АвтоВАЗа». А количество предприятий-поставщиков, за счет того, что они будут поставлять на завод не отдельные детали, а готовые крупные узлы, должно сократиться с 800 до 40-50. Как говорится на официальном сайте «АвтоВАЗа», прибегнуть к данным мерам заставило низкое качество поставляемых деталей: «…более 90 процентов всех дефектов приходится на комплектующие производства 60 предприятий». Сами предприятия не называются, между тем они - первые кандидаты на расторжение договора поставок. Программа повышения качества комплектующих и систем закупок завода строится на трех основных принципах: переход на модульную сборку, отказ от работы с поставщиками, не обеспечивающими высокого качества поставок, привлечение к поставкам иностранных производителей автокомпонентов. Такая программа развития автогиганта грозит остановкой производств на сотнях предприятий по всей стране. На территории Ульяновской области расположено порядка сорока производств, поставляющих свою продукцию на «АвтоВАЗ». Крупнейшим из них является ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» - второе по величине предприятие в Димитровграде с численностью сотрудников восемь тысяч человек. На территории Димитровграда сосредоточено и большинство других смежников автозавода. Потеря заказов для них означает полную остановку производств. Тогда, возможно, напомнит о себе ситуация в городе Пикалево.