Российские олигархо-бюрократические кланы требуют от Владимира Путина, чтобы он, подобно сторожевому псу, сидел на месте, охраняя их сладкую жизнь и их же сундуки с золотом.
Этим своим требованием кланы унижают как самого Путина, так и народ державы, претендующей на статус великой.
Челобитная и «инструменты»
Мандраж той части публики, о которой идет речь, нарастает даже не по дням, а уже по часам. Ее сильнейшим нервным срывом можно считать опубликованное 16 октября в одной из официальных федеральных газет письмо президенту. Среди авторов - художник Церетели, кинорежиссер Михалков и еще несколько, менее известных, товарищей. Подписанты просят Путина остаться на третий срок. «Призывы обратиться к Вам, - пишут они, просить Вас продолжить столь важную для страны президентскую работу приходят к нам со всех концов России...» (Почему-то именно к ним.) То есть президента черным по белому уговаривают нарушить закон - в данном случае Конституцию - и не уходить с поста. Иначе говоря, толкают на уголовщину. Даже с учетом того, что в числе авторов письма есть профессиональные лизоблюды, занятые данным ремеслом при любых режимах и любых правителях, как бы ни назывались их должности, само это письмо за рамками, пожалуй, даже тех не строгих правил приличия, которые установились в последнее время в российских верхах. Но с лизоблюдов, что называется, и взятки гладки.
Та же газета в своем следующем номере, за 17 октября, публикует статью далеко не последнего по рангу лица в государстве, шагнувшего еще дальше. Отметив, что Владимир Путин «не идет на президентские выборы 2008 года», автор заявляет о наличии инструментов, которые обеспечат и в дальнейшем проведение его (Путина) курса. Инструменты подробно перечисляются: «Хочу напомнить, что у партии прежде всего в Федеральном Собрании - достаточно полномочий для этого. В их числе принятие бюджета и других законов, утверждение кандидатур председателя правительства, председателя Центрального банка, генерального прокурора, других должностных лиц, определение состава Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Счетной палаты, контрольные функции, включая парламентское расследование, постановка вопроса о доверии правительству, участие в выдвижении и утверждении кандидатур глав субъектов Федерации. Все возможности будут задействованы, чтобы страной продолжал руководить Владимир Путин».
Можно представить, как, дочитав этот абзац до конца, генеральный прокурор и председатель Конституционного суда РФ схватились за головы: перед ними лежал готовый план государственного переворота, ведь президент 150 раз повторил, что на третий срок он не идет.
Значит, главой государства станет другой человек, который, пока Конституция России не изменена, и будет руководить. Все попытки ограничить его полномочия - не что иное, как узурпация власти, о каких бы инструментах ни шла применительно к этому предмету речь.
Уж неизвестно кто, генпрокурор ли, глава ли суда или сам Путин, разъяснил авторам подобных идей их юридический смысл, но при перепечатке статьи в партийной прессе кусок об «инструментах» был из нее выброшен.
От кого защита?
Попытки же давить на Путина и страну только усилились. Начиная с востока, от «самой дальней гавани Союза», по России покатилась волна митингов в поддержку президента. От митинга к митингу телеканал «Рен-ТВ» показывает, как участники акций признаются, что ходят на них по разнарядке, что кому-то пригрозили в случае уклонения неприятностями на работе, кому-то пообещали проблемы в университете. Но все это ничуть не смущает инициаторов проведения митингов, пытающихся вбить в головы россиян беспредельно лживую мысль, что предстоящие выборы являются референдумом о поддержке Владимира Путина.
Лжива навязываемая мысль в первую очередь потому, что политик с рейтингом доверия в 70 с лишним процентов ни в каких референдумах не нуждается. Не по принуждению, а строго в соответствии с буквой закона Путин завершает свое президентство. На человека, который, утратив должность, пустит себе пулю в лоб, он не похож. Образованный и эрудированный, как рыба в воде чувствующий себя в любой аудитории и ситуации, Путин не пропадет и без михалковых с церетели.
Но не о нем они пекутся и не о стране. Видимо, чисто по Фрейду в письмо этой группы попала фраза, объясняющая, возможно, истинные мотивы их эпистолярного творчества. Вот эта фраза: «Для нас жизненно важно, что и после 2008 года Вы продолжите осуществлять свою выверенную и благотворную политику...». Для них - жизненно важно, их забота - о собственной шкуре.
Они почему-то боятся ротации власти, и страх этот, судя по их истерике, достиг уже животного уровня.
Дискредитация итогов восьмилетки
В попытке оставить Путина на положении своего сторожевого пса они не останавливаются ни перед чем. Ни перед тем, что выставляют главу государства перед миром даже не в образе российского Ахмадинежада, чей прототип стал президентом Ирана в результате выборов и в результате них же покинет этот пост, а в образе ставших героями карикатур глав Северной Кореи и Туркмении. Это при том, что Путин приложил массу усилий, чтобы вписаться в ансамбль политиков европейского лоска, пусть и с некоторой «суверенно-демократической» спецификой.
Не останавливается впавшая в невроз публика и перед неприкрытой дискредитацией итогов восьмилетнего президентства Путина. Подоплека их визгов ведь совершенно иная, чем смысл того, что они заявляют открыто. Умоляя Путина остаться и уберечь достигнутую стабильность, они говорят на самом деле, что стабильности этой грош цена, что она рухнет сразу же, как только ты закроешь, уходя, дверь кремлевского кабинета, а мы, созданная тобой дружная команда твоих соратников, тут же перегрызем друг другу глотки. Иначе говоря - ничего, дескать, ты не создал и не достиг - вот подоплека их причитаний, и тут не стоит заблуждаться. Подобострастные письма Путину и панегирики в его адрес - прямое отрицание положительных плодов его управления страной, имевшего заявленной целью сделать ее самодостаточной. Но о какой самодостаточности можно говорить, если, по логике михалковых-церетели, 142-миллионный народ не способен решить даже вопрос передачи власти, который в большинстве государств давно стал рутинным, совершается своим чередом и без намека на что-либо близкое к истерике.
Стоило ему намекнуть...
Есть ощущение,что Путин, юрист по образованию, считает или, по крайней мере, считал раньше своей миссией застолбить для России эту же дорогу. Имей он цель во что бы то ни стало усидеть в Кремле, он добился бы этого без особого напряжения и абсолютно легитимно. Стоило ему намекнуть с год назад, что он не против поправки в Конституцию, разрешающей президентство больше двух сроков подряд, как орды подхалимов по всей России на ура провели бы любые изменения в Основной закон. Но Путин не сделал такого намека. Одна из партий взяла в эксплуатацию на время выборов его имя, назвав им некий план, но В.В.П. на «прямой линии» 18 октября фактически отрекся и от этого, квалифицировав увязку «плана» с ним всего лишь как предвыборную технологию. Оракулы кланов попытались представить в качестве вопроса уже решенного переход Владимира Путина весной 2008 года на пост главы правительства и связанное с этим перераспределение в его пользу властных рычагов - через ослабление следующего президента. Во время недавнего визита в Португалию Путин опроверг и это, заявив, что никаких ущемлений компетенции президента, кто бы им ни стал, не планируется.
Пойдешь налево...
Путин как будто раз за разом рубит веревки, набрасываемые на его руки и ноги радетелями «стабильности» и «продолжения курса». Веревок, правда, заготовлено, похоже, много. О каких-то из них общественность наверняка и не догадывается. Кто знает, что обещают президенту его «соратники», если он поставит своим уходом под угрозу их положение и деньги.
Ставки в этой игре во всяком случае высоки, а финал ее неисповедим. В Португалии Путин сказал, что с местом своей будущей работы пока не определился. Не исключено, что и на участие в думских выборах, и на использование его имени в названии планов Путин согласился вынужденно. Не исключено и то, что после истечения полномочий главы государства он предпочел бы статус бывшего президента России, поставившего закон выше клановых интересов, ушедшего на пике популярности и не знающего отбоя от приглашений ведущих университетов мира выступить в них с лекциями - там любят известных политиков. Обеспечить жизнь себе и своей семье Путин легко смог бы и на гонора ры только от этих лекций. Не исключено также, что именно потому нынешний президент столь упорно держится за конституционную норму о двух сроках, что видит для себя в ней гарантированный шанс вырваться из объятий «соратников». Но легко его «соратники» вряд ли отступят. Доказательства тут и письма, подобные упомянутому выше, и набирающие размах митинги. При этом можно не сомневаться, что Путин понимает: поддайся он на вопли холуев, все его труды по переводу России на правовые рельсы, как и его личная репутация, полетят коту под хвост.
Другое дело, что лесть - оружие не из слабых. И кто знает, не ближе ли уже затянувшиеся раздумья Путина о своем месте работы после мая 2008 года к колебаниям в вопросе, что предпочесть - роль одного из цивилизаторов России и верность букве Основного закона или же вариант, предлагаемый сладким хором льстецов, пусть и преследующих свою собственную корысть в надежде, что он не бросит их на волю народа. А воли народа они боятся не меньше, чем друг друга, хоть и не говорят в своих письмах президенту об этом прямо. Но с чего бы им еще-то прятаться на выборах за его спиной. Впечатления, что на все это Путин пошел с охотой, не сложилось. Ну а вообще: паршивая это вещь, политика.