В ночь с 4 на 5 июля в Одессе на съемках фильма «Ликвидатор» от сердечного приступа умер актер Андрей Краско. Неповторимый флегматик, «питерская штучка», снимавшийся порой в семи проектах одновременно, Краско был взахлеб любим публикой. Но так было не всегда. Популярность пришла к нему после сорока лет. До этого Андрей Иванович успел загреметь в армию по личному распоряжению замминистра внутренних дел Чурбанова - зятя Брежнева, потом, когда не брали в театр «из-за дурного характера», продавал книги, шил куртки и джинсы, «бомбил», месил на кладбище бетон для ограды. Тогда же судьба занесла актера и в наши края. Один сезон он отработал в Димитровградском театре, одновременно руководил детским танцевальным кружком на заводе, а попросту ставил музыку на местной дискотеке. Незадолго до смерти в одном интервью Андрей Краско, уже известный актер, сказал: «Каждый день сниматься - сил не хватает». Ему было 48 лет. Он снимался каждый день. Не хватило сил... В армию - за роль мента Андрей Краско родился в актерской семье. Его отец, народный артист Иван Краско, и подумать не мог, что сын после 10 класса подастся в актеры: звал его Илюшей Обломовым и считал, что для актера ему не хватает темперамента. То же самое Краско заявили и на вступительных в театральное. Но Андрей уже на следующий год был зачислен в ЛГИТМиК. Там-то и понял, что его амплуа - простак. После института, в 1979 году, Андрей Краско попал в Томский ТЮЗ, где за сезон сыграл роли в девяти спектаклях по Чехову, Шекспиру, Горькому. За это время он, по его собственным словам, приобрел потрясающую профессиональную закалку. Но все-таки вернулся в Ленинград и решил поступить в театр имени Ленинского комсомола. Руководителя театра - Геннадия Опоркова - Андрей Краско покорил своей наглостью. Молодой актер спросил: «Что показывать? Мы же взрослые люди, оба понимаем, что если вы будете меня брать, то на какое-то амплуа или на какую-то роль. Вы скажите конкретно, что вам нужно, а там по ходу дела разберемся, что я еще могу». Режиссер дал ему прочитать сценарий «Кукарачи», предложив через месяц что-нибудь показать. Андрей явился спустя семь дней. Когда закончился показ, Геннадий Михайлович велел ему идти оформляться. Андрею дали главную роль. На премьеру спектакля замминистра внутренних дел Чурбанов отправил внушительную комиссию, состоящую из генералов и полковников. Участковый милиционер в исполнении Краско был веселым бесшабашным парнем с расстегнутой верхней пуговицей гимнастерки и закатанными рукавами. Это, по мнению комиссии, порочило светлый образ милиции. В результате на следующий день Андрей получил повестку в армию, как потом рассказывал Чурбанов - «для острастки». Секретная теща За Краско пытались вступиться, действовали даже через «Мосфильм», но это не помогло. «Никто не мог меня отстоять - ни родители, ни Асанова, ни театр, ни даже дурдом. Я был на военно-медицинской экспертизе и вышел оттуда с заключением, что призыв в армию мне категорически не рекомендован. Не помогло». Больше всех по этому поводу переживала режиссер Динара Асанова. У нее актер уже успел сняться в 1980 году в небольшой роли в мелодраме «Никудышная». Теперь же она планировала его снимать в роли плохого преподавателя в драме «Пацаны». Таким образом в 1982 году Андрея Краско отправили служить в Северный Полярный округ, в Архангельскую область. «Меня поначалу отправили в секретную часть служить. А теща у меня была в близких отношениях с Лехом Валенсой. Так вот, загнать-то меня загнали, а потом сами так напугались, что продержали меня в медпункте, пока не определили в другое место». Краско говорил: «В армии можно запросто устроиться, если ты что-то умеешь». Андрей вначале устроился писать плакаты, а затем выбился и в начальники - командовал «музвзводом». Пока Андрей служил в армии, умерли и Динара Асанова, и Геннадий Опорков. В итоге Краско вернулся в никуда. Правда, он сыграл несколько спектаклей в Ленкоме, но затем в театр пришел другой режиссер, и Андрей остался без работы. Некоторое время он пометался по Ленинграду, но его нигде не брали, по словам самого Краско, «из-за вспыльчивого в те времена характера». Чтобы выжить, он подался в автослесари. А еще научился профессионально шить штаны и куртки. Продавал книги, работал на кладбище - мешал цемент для оградок. Этот период Краско называл «восемь лет простоя». А однажды кто-то заложил его, сказав, что Краско хранит запрещенные тогда произведения Солженицына. При обыске книг не нашли, хотя, как говорит актер, они лежали на самом видном месте. Этот период Краско называл «восемь лет застоя». - Тогда вообще был застой в кино. Я не дергался, работал, где мог: продавал книги, шил джинсы и куртки, «бомбил», на кладбище месил бетон для ограды. И диджеем был, дискотеки вел... Прошло немало лет, прежде чем я оказался перед кинокамерой. Устроился на «Ленфильм» шофером, а в это время как раз «Улицы разбитых фонарей» начали снимать. Ну я и давай внаглую к ним напрашиваться. Роль мне все-таки дали, но эпизодическую, кто же главную доверит шоферу! Но все же удача ко мне пришла. «Агент» стал его подкидной доской Слава пришла к актеру после сериала «Агент национальной безопасности» и фильма «Олигарх». Сценарий «Агента» писали два приятеля Краско - Игорь Агеев и Владимир Вардунас. Актер попросил: напишите роль для меня. Написали. Снялся. И фантастически прославился. Его фирменным знаком стал флегматичный герой, который лучше позвонит, чем поедет, будет говорить «не понял», пока дело не передадут другому, и с радостью напишет рапорт, что «он приходил, но никого не было дома». Роль провинциального следователя в фильме Павла Лунгина «Олигарх» должен был играть Андрей Панин, прошли уже две недели съемок, но тут у Панина что-то неожиданно сорвалось, ему пришлось уехать, а на освободившуюся роль взяли случайно подвернувшегося Краско. После выхода картины ее и хвалили, и ругали, но Андрея Краско хвалили все. Вокруг стали клубиться фанаты. Актер выделял среди них военных - за особую деликатность. После картины «Блокпост» подошел полковник морской пехоты, подарил кортик и откланялся. На этом же фильме военные оставили актеру краповый берет - посчитали, что достоин. Часто подходили за автографами. А есть еще такая стадия славы, когда тетеньки на рынке советуют купить, что получше, и денег не берут. Слава не принесла Краско богатства. Он жил на съемной квартире, радовался, когда купил подержанный «Субару». Для него отдых - это отъехать за город и рвануть на бешеной скорости по шоссе. Позже артист мог выбирать себе роли из множества предложений. Но так было не всегда. «Порой приходилось сниматься только из-за денег, рассказывал Андрей Иванович. - Да, купить квартиру, машину, дачу тоже хотелось... Но зачастую хотелось просто есть! К сожалению, как показывает опыт, деньги, которые ты за свою халтуру получил, впрок не идут. От этих денег тошно. Есть старая байка про Анатолия Папанова и знаменитого режиссера Иосифа Хейфица. Хейфиц увидел Анатолия Дмитриевича в каком-то ужасном фильме и поинтересовался: «Зачем же вы снялись в таком кино?». А тот ему ответил: «Понимаете, квартиру купил. Жена люстру хочет». Хейфиц до конца жизни мучился, вспоминая эту историю: шутил Папанов или правду сказал? Вот и я очень много снимался «за люстру»... Серьга в ухе За ним закрепилась репутация человека с характером. Он говорил: «Я вообще такой человек, которого очень сложно загнать в какие-либо рамки. Я живу по своим правилам. Скажем, я очень люблю курить. Поэтому у меня даже в договоре написано, что в машине, которая доставляет меня на съемочную площадку, можно курить. Я внес этот пункт после того, как однажды в Краснодаре водитель мне этого не разрешил. Я просто вышел и попросил найти мне другую машину». В контрактах Краско непременно присутствовал и такой пункт: если придет на съемки нетрезвым, будут применены штрафы, урезаны гонорары. Это - напоминание о бесшабашной жизни. Но Андрей Краско дорожил работой и снимался без срывов. Некоторые поклонники актера, заметив в его ухе серьгу, приняли это за какой-то особый знак. Нет, оказалось, тоже для работы. Он рассказывал: «Несколько лет назад мне довелось играть казака. А у них серьга в ухе означала, что это либо единственный сын, либо младший, либо главный кормилец. Таких на опасное задание не посылали. Мы долго думали, как укрепить серьгу, и однажды об этом зашел разговор в компании рок-музыкантов. Они взяли шприц, обмакнули его в водку, положили кусок хлеба под мочку, проткнули мне ухо и тут же вставили серьгу. А что, жить она мне не мешает, даже нравится». Остались два сына Официально актер был женат дважды. Впервые поставил штамп в паспорте с однокурсницей. Брак распался через полгода. Жена ушла, а Краско попал в психбольницу с диагнозом «маниакальный психоз». Его лечили гипнозом и трудотерапией, что не мешало ему посещать занятия в институте. Вторая его жена, польская актриса, училась в Питере. Брак был недолгим, зато родился сын Ваня. Сейчас ему уже 25, он живет в Польше и снимается в сериалах, кстати, снялся и в одной серии «Агента». Иван часто приезжал в Россию повидать отца и своего младшего братика Кирилла. С мамой Кирилла у Краско тоже не сложилось. Эти отношения выпали на самый пик его занятости, он почти не появлялся дома. Как-то маленький Кирилл смотрел «Бандитский Петербург», как раз ту серию, где героя Краско убивают. Сын пришел к маме на кухню и серьезным голосом заявил: «Все, папа-то к нам больше не придет». Последнюю спутницу актера зовут Леной. Они познакомились на съемках «Агента», Лена работала помощником реквизитора. На вопрос, почему его так любят женщины, Краско всегда усмехался: «Потому что я мягкий, спокойный и домашний. Очень галантный. Но жуткий матерщинник». И он был способен на подвиги. Однажды, чтобы любимой девушке, чьи окна выходили на пустой бассейн, было не так грустно на него смотреть, Краско нарисовал на дне большую рыбу. Досье Андрей Иванович Краско родился 10 августа 1957 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в семье народного артиста России Ивана Ивановича Краско. В 1979 году он окончил ЛГИТМиК (сейчас Санкт-Петербургская Академия театрального искусства), где учился на курсе Аркадия Кацмана. В том же году Андрей Краско дебютировал в кино - сыграл эпизодическую роль шофера в фильме Алексея Лебедева «Личное свидание». Работал в театре города Димитровграда в Ульяновской области. Его первые большие сценические работы связаны с петербургским театром «Приют комедианта», где в 1999 году он сыграл роль Феклуши в спектакле Петра Шеришевского «Собачий вальс» (по Леониду Андрееву), а в 2001 году создал образ знаменитого Венички в перенесенной на театральные подмостки Васильевым поэмы Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки». В числе театральных работ актера - постановки «На дне» (Сатин) и «Смерть Тарелкина». Снимался в кино с 1979 года, однако широкую известность приобрел лишь в конце 1990-х годов благодаря роли в телесериале «Агент национальной безопасности». К тому времени за плечами Андрея Краско была дюжина эпизодических ролей и ролей второго плана в фильмах Дмитрия Месхиева, Виктора Сергеева и других известных петербургских режиссеров, а замечательные роли в фильмах Александра Рогожкина «Операция «С Новым годом!» (1996) и особенно в «Блокпосте» (1996) вывели его в ряд самых интересных характерных актеров. С 2000 года Андрей Краско снимался у Сергея Бодрова-младшего («Сестры»), Ивана Дыховичного («Копейка), Павла Лунгина («Олигарх»). В 2004 году на экраны вышел российский блокбастер «72 метра», где Андрей Краско создал один из своих лучших образов - командира подводной лодки, капитана первого ранга Геннадия Янычара. Всего на его счету порядка 50 фильмов. Работал как телеведущий в программах «Арсенал» (СТС) и «Кто хозяин в доме» («Культура»).
Софья РЫЖОВА. При написании статьи использованы материалы интернет-сайтов: «allbio.ru», «peopels.ru», «regnum.ru», «aif.ru», «revcom.ru», «strana.ru», «gazeta.ru», «fsb.ru», «eg.ru», газет «Московский комсомолец», «ВосточноСибирская правда», РИА «Новости».