UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 11 февраля 2006 года №15(2744)


Иван Грозный на Ульяновской земле


Легенды и мифы весьма распространены в отечественной истории, которая неоднократно переписывалась, что удачно подмечено в крылатой фразе: "Мы живем в стране с непредсказуемым прошлым". Это связано не только с политическими заказами, но и с общим отношением к собственному прошлому, когда многие документы и вещи исчезают надолго, если не навсегда, в глубинах музейных и архивных фондов. Краеведение напрямую зависит от уровня доступности исследователей к историческим источникам, а потому неудивительно, что именно здесь встречается много исторических мифов и легенд.
Обратимся за примерами к истории нашего края. Так, например, традиционно считается, что Иван Грозный основал в ходе своего третьего похода на Казань (в 1552 году) города Алатырь и Промзино городище (Сурское) и после этого ушел к Свияжску. Однако если обратиться к тексту Никоновской летописи, в которой прослежен каждый день этого похода, то можно увидеть, что Грозный не подходил к тому месту, где находится город Алатырь, перейдя реку Алатырь западнее. Для нас, жителей Ульяновской области, представляется весьма любопытным рассмотреть дальнейший маршрут движения Грозного к Казани. Для характеристики передвижения следует добавить, что в день они проходили около 30-35 км.
В тот день, когда Грозный дошел до реки Алатырь, его уже встречали там темниковские служилые люди, которые в нескольких местах подготовили переправу для царского войска: "12-й стан на Алатарьреке, и тут пришел к государю Еникей князь Темниковской с всеми Темниковскими Татары и Мордвою, а на Алатаре зделал до государя три мосты. 13-й стан на реке на Болшом Саре. И тут прислали к государю бояре и воеводы его князь Иван Феодорович Мстиславской с товарищи, что они пришли вверх тое же реки Сары... И велел им государь итти прямо к Суре-реке и возитися выше собя для тесноты людем, а к собе им велел быти за Сурою-рекою на полях. 14-й стан на реке на Суре под Баранчеевым городищем; и на реке на Суре поделаны были многие мосты...".
Здесь необходимо сделать пояснение о том, где же находилось Баранчеево городище, о котором в документах XVII века уже не встречаем упоминания. Некоторые исследователи относят это легендарное городище к Барышской слободе, другие к Промзину городищу. Определенность вносит описание похода, сделанное Андреем Курбским, который двигался вместе с армией Мстиславского, южнее армии Грозного. Курбский пишет прямо, что встретились они с основной армией перед Сурой в районе устья реки Барыш, то есть именно там, где находится сегодня село Барышская слобода. Вернемся теперь к летописи: "И прииде государь на Суру-реку под Баранчеевым городищем и тута государя встретили с Свияги от воевод Никита Трофимов да Роман Пивов, а с ними горние люди Янтуду-мырза да Бузкей да Кудабердей с товарищи, а сказали государю, что ходили бояре князь Петр Иванович Шуйской да Данило Романович с товарищи на досталных горних людей, и горние люди все государю добили челом и приложилися к Свиязскому городу...
и горних людей государь ести звал да удоволив их и словом пожаловал, вины им отдал и отпустил в Свиазьской город, а велел на реках мосты мостить и тесные места чистити по дорози; они же тако учиниша, на всех реках мосты мостили". Вновь возникает вопрос о том, кто были эти "горные люди" или "горные черемисы", которые встречали Грозного на Суре и обещали свою помощь.
Обратившись к тексту Курбского, читаем: "Егдаж преплавишася Суру реку, тогда и Черемиса горняя, а по их, Чуваша зовомые, язык особливый, начаша встречати по пяти сот и по тысяще их, аки бы радующеся цареву пришествию'BB. Далее Курбский сообщает, что от Суры они шли еще восемь дней "полями дикими и дубравами, а иногда и лесами", при этом сел встретилось им мало, поскольку у них села стоят при "великих крепостях и незримы, аще и по близку ходящим". Тем не менее местные жители привозили для армии и хлеб, и скот, который продавали по высокой цене: "аще и зело дорого плачено, но нам было, яко изнемоглым от гладу, благодарно... Черемисский же хлеб сладостнейший, паче драгоценных колачей, обретеся...".
Курбский не сообщает в подробностях дальнейший маршрут стотысячного войска Ивана Грозного, однако в летописи об этом говорится довольно определенно: "И прешел государь Суру-реку. ...
15-й стан на речке на Кивате; тут царь благочестивый дневал на благолепное Преображение Господа нашего Иисуса Христа; и того дни государь причастился неизреченных Таин Христовых, такоже и князь Владимир Андреевич... 16-й стан на Якле, 17-й стан на Чивлы; и тут государя встретили многие горние люди, а били челом о своем отступлении: сказывают, страхом от государя отступили, что их воевали Казанцы. И государь их пожаловал, проступки их отдает, и ести зовет и удовляет ествою и питием, отпущает их по их селом, являет им готовым быти с собою, государем...
18-й стан на Карле...".
Речка Кивать (Киватка) - это левый приток Барыша, при впадении ее в Барыш стоит старинное село Кивать (в документах XVII века - Киватская слобода), река Якла находится северо-восточнее, и если отложить расстояние дневного перехода, то получаем район Астрадамовки и Кувая.
Упомянутая река Чивла очевидно является Цильной, вершины которой находятся между реками Большая Якла и Карла. Далее маршрут проходил по территории Чувашии и Татарстана.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что Грозный первым из русских царей посетил в августе 1552 года территорию, относящуюся к Ульяновской области, тогда, когда еще не было ни Казанской, ни Симбирской епархий.

Владимир ГУРКИН.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz