UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 4 февраля 2006 года №12(2741)


   НА ВИДУ 
Кваша без слез


По жизни Кваша пессимист и не отрицает этого. Но приводит слова, сказанные ему когда-то Анджеем Вайдой: "Я не знаю, что сейчас делать. Но думаю, что придет какой-нибудь мальчик, пробьет пальцем стену - и сквозь эту дырочку мы что-то увидим".
      "Современник"
- Для меня война очень много значила и навсегда осталась особой внутренней темой, рассказывал о своей жизни Игорь Кваша в интервью "Родной газете". - Мы, мальчишки, старались убежать на фронт. Меня с поезда сняли.
И папа, профессор, доктор химических наук, отказался от брони, ушел добровольцем и погиб в сорок третьем, похоронен где-то под Ленинградом. В гражданскую он воевал на стороне красных и был членом партии. Но в одну из "чисток" 30-х годов его из партии исключили, потому что мой дед был очень зажиточный человек, имел мельницы под Одессой. После войны папины друзья ходили к нам долго, посмотреть, что из меня выросло, поговорить с мамой.
Жили после гибели отца трудно. У мамы было медико-педагогическое образование. До войны работала с глухонемыми, а после войны - с дефективными детьми, с даунами. Работу свою обожала. Водила меня к себе в школу, показывала, как эти дети постепенно делаются людьми, которые могут жить в обществе, читать, считать, писать. Зарабатывала копейки. Я получал пенсию за отца. А тут еще сразу после войны нас до нитки ограбили.
Был знаменитый в послевоенные годы Дом пионеров в переулке Стопани. Там работал драмкружок, из которого впоследствии вышло много известных артистов. А уж МХАТ был для нас чем-то совершенно невероятным и недоступным. Шли мимо, выстраивались шеренгой перед его фасадом, кланялись театру в пояс и шли дальше. В тот год, когда я заканчивал школу, молодой мхатовский педагог Виктор Монюков пришел к нам в Дом пионеров и посоветовал троим - Светлане Мизери, нынешней народной артистке России, Алексею Кореневу и мне пробоваться к ним. А Светка Мизери была под таким моим влиянием, что и не пойти она бы не посмела. Наш роман начался еще в восьмом классе и кончился ранним браком. Мы выдержали конкурс и были приняты.
Олег Ефремов был нашим педагогом. На курсе учились еще Галина Волчек, Людмила Иванова, Анатолий Кузнецов (тот самый, из "Белого солнца пустыни"), Ирина Скобцева, одно время Петр Фоменко. Курс стал зародышем будущего "Современника", но был известен еще и как один из самых хулиганских в училище. Вытворяли чертте что! В очень строгое время, еще при жизни Сталина, ранней весной могли ехать в троллейбусе в трусах, повесив брюки на руку.
Чувствовал себя совершенно счастливым первые годы после рождения "Современника".
До нас на территории СССР новые коллективы тридцать лет не открывались, а только закрывались. У спектаклей был огромный успех - "Вечно живые", "Продолжение легенды", "Голый король", "Назначение", "Всегда в продаже", "Обыкновенная история", "Двое на качелях", "На дне" и многие другие... Потом Ефремов оставил свой театр и ушел в Художественный.
Ефремов звал с собой много раз, особенно в первые годы. Я ему говорю: "Олег! Завтра же к тебе перейду, если решишь начинать на новом месте, а не в академии...". И действительно пошел бы. Мы, "Современник", были как маленький остров. И только через восемь лет вслед за нами появилась "Таганка".
      Замечательная девочка
Со своей женой Кваша вместе уже скоро 50 лет, познакомила их Галина Волчек. В те времена "Современник" был не только прогрессивным театром, куда ломилась публика, но настоящей семьей. Поэтому часто вместе отдыхали.
Лето проводили в Коктебеле. Как-то Кваше позвонил друг и пригласил приехать в Гурзуф. Но Волчек его остановила: "Подожди, не уезжай.
Сюда приедет замечательная девочка, ты точно в нее влюбишься". "Я остался, познакомился и влюбился. Когда приехал в Москву, то сделал Татьяне предложение", - рассказывает эту историю Игорь Владимирович.
Татьяна Семеновна - рентгенобронхолог, была анестезиологом, сначала работала в службе скорой помощи. Сейчас - в Российском научном центре рентгенорадиологии, в уникальной лаборатории.
-Таня - прирожденный доктор, очень добрый человек, я знаю среди врачей таких немало. Они переживают за больных, и я наблюдаю это каждый день. Приходит вечером радостная и говорит: "Представляешь, привезли молодого парня, думали, что у него рак, а оказалось нет. Какое счастье! Заболевание есть, но не онкологическое...".
Закончил мединститут и сын Владимир. Но прокормить двоих детей на мизерную зарплату современного российского врача невозможно.
Кваша помогал семье сына, но Владимир - человек ответственный, считает, что должен содержать семью самостоятельно. Поэтому занялся бизнесом. Внук и внучка называют деда по имени, и его это вполне устраивает.
      "Жди меня"
Ведущим телепередачи Кваша стал случайно. Один знакомый рассказал о нем Александру Любимову, который продюсирует программу. Теперь эту передачу без Игоря Кваши и представить невозможно. Даже заменявший его на время отпуска Александр Домогаров не прошел этого испытания.
Сам Игорь Владимирович признается, что работать в такой программе ему очень тяжело.
"Я актер, но, к сожалению, не могу вести передачу отстраненно. Очень тяжело психологически, нервы не выдерживают. Чувствую, что срываюсь. Не должен ведущий плакать во время съемок!". Такие кадры режиссер вырезает. Но есть то, что не вырежешь. Кваша помнит практически все истории, которые прошли в эфире за пять лет, а их было порядка 4000.
-То, что делает на программе группа поиска, - настоящее чудо! Сейчас уже нашли более пяти тысяч человек. При том, что в компьютере у нас - 200 тысяч запросов. Раньше разыскивали четырех человек в сутки, теперь - двадцать два. Хотя иногда поиски продолжаются и по два года. Группе поискапомогает армия добровольных помощников, 600 человек по всему миру, одна женщина нашла 140 человек. Два детективных агентства сами предложили помощь и не берут с нас ни копейки. Помогают средства массовой информации и милиция. Был случай, когда в одном городе выставили пост, чтобы караулить героя, который не давал о себе знать матери целых четыре года. Отловили его, соединили с нами, и мы уже устроили ему разговор с матерью.
Бывают и курьезы. Вот, например, девушка искала парня. Они познакомилась на автобусной остановке, поговорили, влюбились и сразу решили ехать в загс. Остановили машину, а из нее вышел ее бывший муж. Так эта романтическая история и оборвалась. Но девушка написала нам, и мы нашли ее прекрасного принца!..
Влюбленные очень радовались, сказали, что в этот раз свадьба непременно состоится. Мы хотели даже сюжет снять о них, но церемония все время откладывалась. И вдруг - звонок из милиции. Оказалось, наша сладкая парочка пошла встречать Новый год к знакомым, потом они напоили хозяев клофелином, ограбили квартиру и смылись. То есть вместо счастливой семьи мы создали банду.
А иногда бывает такое разочарование, что думаешь - зачем искали. Сестра ищет сестру. Их разлучили, когда им было полтора или два года, они друг друга не помнят, не знают, кто они, что они. Просто конкретный был случай. Одну удочерили, и она выросла в благополучной семье.
А вторая так и прошла очень тяжелый путь детского дома, мытарств, работы. Та радуется. А эта видит, что она какая-то, не ее круга вроде. И она так ее отринула. Очень холодно. И ты думаешь, черт возьми, зачем мы их соединили.
      Совет Ландау
Когда Кваша на время пропал из передачи "Жди меня" - взял отпуск, болел, лечился, "желтая пресса" выпустила в него залп сплетен. Якобы актер потребовал увеличить его гонорар втрое, чтобы он вернулся на Первый канал. Игорь Владимирович оказался беспомощен перед наветами. Подать в суд - "желтым" только и нужен пиар. Ответили через "Жди меня". Но мерзкий осадок остался.
Не первый случай в жизни актера. В начале 70-х годов, когда начались отъезды в Израиль, кто-то пустил слух, что Кваша уезжает, и его перестали приглашать сниматься. Он никуда не собирался, слух был ложный, но жизнь ему попортил. Пошла волна антисемитизма. Кваше стали говорить, что у него не типичная для русского человека внешность. В то время он еще не знал, что в августе 1991 года будет стоять у самого Белого дома. Многие в толпе удивлялись, что он с ними, беспокоились, пытались его отправить, уберечь. А он стоял в месте, которое считалось наиболее опасным, - рядом с бывалыми афганцами. Там народ так и говорил: мы - смертники. И все делились едой, куревом, своим жизненным опытом: что надо из черенка лопаты или метлы наломать коротких кольев для защиты от солдат.
Не то чтобы Игоря Квашу когда-нибудь официально именовали врагом народа, но диссидентом он был, и протестное письмо против ввода советских танков в Прагу подписывал. А потом другое - против ареста тех, кто выходил на Красную площадь протестуя.
И за границу его не выпускали, из-за чего весь "Современник" отказался ехать и гастроли сорвал (другие театры в подобных случаях вводили какого-нибудь актера и от поездки не отказывались). А не выпустили по той простой причине, что, когда был в Париже, с Виктором Некрасовым встречался. Знал, что рискует, но не мог не повидать. Дружба для него значит не меньше, чем театр.
Был момент, когда Кваша хотел бросить свою работу. Его спас знаменитый физик Ландау.
-Про него все академики, физики говорили: гений, гений, - вспоминал Кваша, высту пая на радио "Эхо Москвы".- И мы однажды с ним гуляли, и я ему говорю, у меня было мрачное настроение, я говорю: "Лев Давыдович, вы занимаетесь действительно каким-то делом 21-го века (а это было в середине прошлого века), а у нас театр этот, кому он нужен". А он смешной такой был, у него было, как Светлов говорил, не телосложение, а теловычитание, и он так затопал на меня ногами, пыль пошла, мы по песчаной дорожке шли, и он говорит: "Игорь, как вам не стыдно.
Вы занимаетесь самым лучшим делом на земле. Вы вырабатываете человеческую радость".
Сразу формулировку дал. И это, в общем, формулировка поддерживает. Она вдруг в мрачные минуты всплывает, и ты помнишь, как он это сказал, и думаешь: черт возьми, может это действительно так. И бросаешь мысли о том, чтобы менять профессию.
      Досье
Игорь Кваша родился в 1933 году в Москве. Его отец погиб в 43-м под Ленинградом. В 1955 году Игорь Кваша окончил Школу-студию МХАТ, после чего в течение двух лет играл на сцене МХАТа им.
М. Горького. В 1957 году вместе с Галиной Волчек и Олегом Ефремовым стал основателем театра "Современник", в котором работает и по сей день. Пробовал себя и в качестве режиссера. Им были поставлены: "Кабала святош" и "Дни Турбиных" Михаила Булгакова, "Кот домашний средней пушистости" Войновича и Горина, "Балалайкин и Ко" Салтыкова-Щедрина. На сегодняшний день - ведущий актер "Современника". В его театральном репертуаре - Гаев в "Вишневом саде" А.П.Чехова, Рассказчик в "Балалайкин и К°" М.Е.Салтыкова-Щедрина, папаша Карамазов в спектакле "Карамазовы и ад" по мотивам позднего Достоевского, Фальстаф в "Виндзорских насмешницах" Уильяма Шекспира, Лестер в спектакле "Играем... Шиллера!" (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт"), Пьетро в "Титуле" Александра Галина, Саймон в "Трудных людях" Йосефа Бар-Йосефа, Степан Верховенский в "Бесах" Достоевского. Дебютировал в кино в 1961 году ролью бойца Сени в военной драме Ильи Гурина "В трудный час". А первой большой работой стала роль молодого Карла Маркса в фильме Григория Рошаля "Год как жизнь".
Работа на радио: цикл поэтических передач, Булгаков "Белая гвардия" - радиозапись романа, Пастернак "Доктор Живаго" - радиозапись романа. В последние пять лет выступает и в роли ведущего программы Первого канала "Жди меня". Жена Татьяна Семеновна по образованию медик. По ее стопам пошел и сын. Однако затем из-за финансовых трудностей оставил профессию врача и занялся бизнесом.
      ***
При подготовке материала использованы интеренетсайты rusactors.ru,www.izvestia.ru, www.vestnik.com, www.sovremennik.ru, www.1tv.ru, lenta.ru, NetTV.Ru, trud.ru, материалам газет "Молодежь Эстонии", "Новая газета", радио "Эхо Москвы".

Софья РЫЖОВА.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz