UCOZ Реклама

?????? ?????...

Вторник 12 декабря 2006 года №138(2867)


«Мы их боимся, а это наши дети»


Юрий Клейберг - ученый и практикующий психолог, 25 лет он занимается проблемами подростков и молодежи. Его конек - девиантное поведение, то есть то, которое отклоняется от нормы. Правда, отклонением с точки зрения науки считается и убийство, и творчество - только в разные стороны.
Юрий Александрович, к Вам приходят за конкретными консуль тациями с какими проблемами?
- Вот самый последний пример, по которому я давал судебно-психологическую экспертизу. Там сложилась ситуация между бабушкой, мамой и ребенком. Бабушка считает, что она должна изолировать ребенка от своей матери, пусть и лишенной родительских прав, но, с моей точки зрения, незаконно. А девочка тяготеет к маме, общается с ней в отсутствии бабушки. Здесь идет разрыв психики ребенка. С точки зрения психологии это простая ситуация. Надо занять чью-то позицию - либо бабушки, либо матери. По-моему, бабушка все-таки перегибает палку. Советы нужны ей.
И с ребенком надо вести работу, потому что психика травмирована.
Люди идут на такие рекомен дации?
- Идут. Даже если это обидно, неприятно. Два года назад в Ульяновске был открыт учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) «Институт подростка». Правда, сейчас он не функционирует в таком объеме, в каком мне как научному руководителю и организатору хотелось бы: нет своего помещения, требуется помощь спонсоров. Но он все же открыт по адресу: улица Ленина, 104.
Что Вы ждете от него? Что туда пойдут за советом взрослые?
Или пойдут сами подростки? Или это исследовательский институт?
- Там работает телефон доверия.
По нему звонят много, психологи не спят всю ночь. Аналогов Институту подростка нет ни в России, ни в Европе. Его цель - и исследовательская работа. Повторяющихся вариантов нет, это не таблетка аспирина, которую доктор предлагает от разных болезней всем. Туда можно прийти, и вы получите квалифицированную помощь. Причем не только о подростках, все дети наши. Я планирую Институт подростка уже сам выдвинуть в номинацию на «Золотую Психею».
Мальчик покончил жизнь са моубийством, потому что получил плохую отметку. Случай из крими нальной хроники Ульяновска. Ко нечно, родители его не похвали ли за двойку, но там нормальная семья. Как с этим быть?
- Все, что происходит сейчас в нашей школе, можно сравнить с полем битвы. Ученики выступают коллективным камикадзе, борьба идет не на жизнь, а на смерть. Я не преувеличиваю, это не образ, а реальность. Я не знаю, как готовят учителей. Почему они, придя в школу, становятся непонимающими, немилосердными, жестокими, это для меня тайна. Предполагаю, что это зависит от культуры, воспитанности. Это человеческая основа, к сожалению, мы иногда о ней забываем и в основном думаем о прибыли, о деньгах, об экономике, о политическом режиме. На далекий план отодвигаем самого человека. Вы думаете, если дать такому учителю миллион, он станет хорошим? Не станет. Я спрашиваю, Марья Иванна, условно, почему Вы не ставите оценки в дневник ученику? Ведь раньше все замечания записывали, родители знали, что происходит в школе с ребенком. Она мне говорит: «Мне за это денег не платят». С другой стороны, учителя мне рассказывают, как ходят домой к ученикам, у которых есть проблемы, стучатся, звонят, видят, что смотрят в дверной глазок, но не открывают. А как это объяснить? Вот она, культура. Учителя школы придумывают против учеников нечто, но и ученики не сидят на месте. В школе расстреливают, насилуют в школьных туалетах, режут. Учителя не знают об этом или делают вид.
Какие проблемы №1 в мире называют психологи?
- Они мало отличаются от наших: суицид, проституция, наркомания, терроризм, вандализм. Другое дело, они стали этим заниматься раньше, чем мы. Поэтому отработана методика. Мы с трудом открываем центры для подростков. Там вам ссуду государство даст. Там думают о психологической безопасности нации.
В сентябре я был в Германии, давал мастер-классы и консультировал в том числе по индивидуальным программам. Например, маме показалось, что ребенок не так ответил на какой-то ее вопрос. И она пошла с ним к психологу. Правильно сделала. У нас в последнее время очень развился детскоподростковый аутизм. Это уход в мир собственных переживаний, своя скорлупа, замкнутый мир, в который ребенок не пускает никого. Это психологическая проблема. Она исправима, и порой совершенно легко. И у нас владеют этими методиками толковые психологи. Надо только родителям обратить вовремя внимание.
На что еще надо обратить внимание?
- Многие думают: с моими детьми все нормально, это другие в группировках или сектах. Но ведь завтра это может случиться с кем угодно.
Понюхает, покурит, проглотит, уколется. Мы ходим по замкнутому кругу, это бы надо уяснить чиновникам всех рангов. У нас в Ульяновской области нет до сих пор настоящего, действующего закона о молодежной политике. Напишите об этом. Нет его.
Хотя существуют структуры. В 2003 году я был в комитете по молодежной политике, не помню, городском или областном. Обсуждалась тема терроризма. Что мы предлагали, и что они говорили - это Марс и Земля. Ребята, вот реальные шаги, вам надо было сделать вот это и вот это.
Внесите в программу. Не послушались. Сейчас проблема встает остро.
Нечто подобное происходит с законом о молодежной политике.
Юрий Александрович, если б Вас пригласили, Вы бы поучаство вали в этом?
- Не приглашают. Но поучаствовал бы. Просто жалко молодежь, подростков, которые ходят замерзшие, озлобленные, одинокие. Они сбиваются в стаи, и мы их боимся. А это наши дети. Посмотрите, какая картина, по некоторым источникам в России сейчас 6-8 миллионов беспризорных. Мы в разы переплюнули рубеж 20-х годов, когда Дзержинский вылавливал беспризорных из подвалов. Тогда говорили о двух миллионах. Но мы не умеем анализировать прошлый опыт.
Мы теряем одно поколение за другим.
Макаренко сегодня взахлеб читают в Германии, у нас не было ни одного переиздания его трудов, у них - 11томник. И теперь мы восхищаемся западным опытом, а это наши наработки. Не обидно?
Выходит, есть еще одна боль шая психологическая проблема невосприятие собственного опыта.
- Да, поэтому оптимистические прогнозы по тем проблемам, которых мы коснулись, строить рано.
Юрий Александрович Клейберг получил недавно две высшие награды Национального профессионального конкурса «Золотая Психея». В номинации «Лучший проект года в психологическом образовании», отмечено также его учебное пособие «Социальная психология девиантного поведения». Ученый - кавалер Золотой звезды Вернадского, ордена «За пользу Отечеству», Серебряного ордена «За заслуги в психологии», он - заведующий кафедрой социальной и политической психологии УлГУ, академик РАЕН и нескольких зарубежных Академий наук, доктор педагогических и доктор психологических наук, профессор, автор 40 книг по психологии. Работы Клейберга посвящены конфликтам и отклоняющемуся поведению в молодежной среде, психологии творчества, психогеронтологии. Последнюю высокую награду Юрия Клейберга в Ульяновске не заметили, только из Гордумы пришло поздравление. Говоря об этом, психолог цитирует Бернса: «Не надо толкать реку, она и так течет».

Лилия ГРЕБЕНСКОВА.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz