UCOZ Реклама

?????? ?????...

Вторник 12 декабря 2006 года №138(2867)


Побузили на Свияге


В воскресенье на берегу Свияги под Всесвятским храмом собралось несколько десятков человек, чтобы продолжить местную народную традицию побузить, то есть, проще говоря, от души подраться.
От язычества к православию
- Буза - это исконно православный вид боевого искусства, - рассказывает Павел Сокирко, руководитель ульяновской школы рукопашного боя «Буза», существующей при Симбирском отделении Международного фонда славянской письменности и культуры.
До бузы много лет занимался славяно-горецкой борьбой в известной местной дружине «Рысь». А потом познакомился с ребятами из Твери, они возрождали вид борьбы, названный ими бузой.
- «Буза» - условное название, - объясняет дальше Сокирко, - в разных регионах - разные названия. Само слово «буза» тоже имеет много значений. Это и пиво, и оружие, и, конечно же, драка.
Перед началом каждого обучающего занятия читается молитва, после - тоже молитва. Павел и сам начал ходить в церковь.
.Объединили князей и крестьян
Восстанавливать бузу в конце прошлого века начали в Твери под руководством Григория Базлова.
Он с товарищами изучал местные традиции боевых искусств и обнаружил, что еще до середины ХХ века в сельских районах существовали артели кулачных бойцов. Базлов разыскивал стариков, помнящих боевые традиции, и у них учился драться.
Кроме народных бойцовских традиций, в бузу вошла боевая система князя Бориса Голицына. Этот наследник российского княжеского рода умер не так давно. А до этого успел передать секрет родового княжеского стиля боя.
В итоге и получилась буза - «трезвое боевое искусство», как называет его Павел Сокирко. Трезвое потому что в отличие от распространенного, к примеру, фехтования все приемы бузы можно применить для самозащиты на улице.
Деревенская олимпиада
Когда буза пришла в Ульяновск, Сокирко тоже стал интересоваться местными боевыми традициями. Оказалось, у нас, практически в единственной в России области, до 60-70-х годов прошлого века в деревнях сохранялась традиция масленичных боев «стенка на стенку» или «улица на улицу». Удалось найти стариков, которые в этихбоях еще участвовали.
- Это была своеобразная «деревенская олимпиада», - рассказывает Павел Сокирко, - убийств не было никогда, тяжелых повреждений - тоже.
Жестко соблюдали правило «лежачих не бить». А навыки были уникальными. Как вспоминали старики, один из замов в руководстве УАЗа любил борцовские виды спорта. Он специально привозил в деревню на бои своих профессиональных бойцов. Так те в стенке не могли устоять.
72-летний Петр Егорович Лысов, которого «Буза» разыскала в селе Теньковка Карсунского района, один из профессиональных деревенских бойцов, передавших ульяновскому бою свое мастерство. За всю жизнь он не проиграл ни одного кулачного боя.
Сейчас в Ульяновске бузой занимается около 50ти человек. Ежегодно в начале декабря они собираются на бой «стенка на стенку». Время боя тоже выбрано в соответствии со старинными симбирскими традициями. Наши крестьяне, когда ложился снег, выходили биться стенками до первой крови. Согласно поверью, надо было окропить снег, чтобы озимые были хорошими.
Отсутствие снега в прошедшее воскресенье ульяновским любителям рукопашного боя не помешало. Проводили все в соответствии с традициями: собрались во Всесвятской церкви, а после нее спустились на свияжский берег.
Глядя на поведение собравшихся там людей мальчишек, парней постарше в камуфляже, казаков в их форме - невозможно было поверить, что они собираются драться. Казаки собрались вокруг гармониста и женщин, певших русские народные песни - сначала стояли слушали, а потом и в пляс пустились. Но знающему человеку уже было понятно: гармонь - непременный атрибут боя.
Драться бойцы, как и плясать, будут под музыку.
Пляс прервал звук набата - всех созвали в круг и скомандовали отправляться на место боя. Для боя специально была выбрана площадка - перекресток двух дорог. Какая стенка отгонит противников на их дорогу, та и победит.
Бились до объятий
И вот до боя - минуты. Павел Сокирко строит участников по росту - чтобы по-честному поделить по командам.
Оказывается, большинство пришедших на бой молодых людей - зрители, биться решаются около сорока человек.
Бойцы поделены на стенки. Вперед ставят самых молодых - мальчишекшкольников. Но до боя еще есть несколько минут - надо разогреть бойцов. Тут-то и пригождается гармонь. Павел Сокирко берет ее в руки и заигрывает задиристую мелодию. Тут же к нему от двух стенок выходят по нескольку бойцов. Начинают двигаться под мелодию - то ли танцевать, то ли уже драться. Одновременно выкрикивают боевые частушки. От такого разогрева заводится даже толпа зрителей - начинают хлопать в такт, а мужчины переглядываются и подталкивают друг друга - «пойдем в стенку». Бой начинаютмальчишки.
Они по команде под гармонь бросаются ряд на ряд.
После того как большинство оказывается на земле, старшие, следящие за ходом боя, дают отмашку - остановиться. Но утихомирить мальчишек оказывается не так просто. Наконец они расходятся. Команда старших - утереть сопли и опять в бой. Так стенки сходятся и расходятся еще несколько раз.
После младших - очередь старших. Оказывается, их растащить даже сложнее, чем детей. Но после нескольких столкновений стенки редеют. Бойцы просят присоединиться к ним еще кого-нибудь из толпы. Женщина - одна из самых активных болельщиц, певшая до этого песни - просится сама. Увидев такую отвагу, к бойцам присоединяются осмелевшие зрители. Еще несколько столкновений, и бой закончен - побежденная стенка пересекла отмеченную границу. Две толпы, готовые минуту назад броситься друг на друга, слышат «любо!» - крик наблюдателей за боем. И вместо того чтобы наносить удары, бросаются обниматься с недавними противниками - до следующего боя.

Лидия ПЕХТЕРЕВА.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz