UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 22 октября 2005 года №143(2701)


   НА ВИДУ 
Нелюбимец режима


18 октября умер Александр Николаевич Яковлев. По его биографии можно изучать историю нашей страны. В России найдется немного людей, которые, прожив в двух эпохах - советской и постсоветской, при совершенно разных системах ценностей сумели удержать высочайшую моральную планку. Он родился за год до смерти Ленина. Десантником прошел всю Великую Отечественную войну. Был тяжело ранен.
При Горбачеве он стал главным идеологом страны. А потом вместе с Горбачевым же изменил нашу страну и открыл новую, демократическую, эпоху в истории России. Он говорил не «перестройка». Он говорил «реформация». Сегодня сложно даже представить, что бы было с нашей страной, если бы 20 лет назад он не начал создавать современную Россию. Он многое повидал, многое пережил, многое знал, многое понимал. И всегда действовал. Что бы ни случилось. Как бы ни складывались обстоятельства. Теперь его не стало.
      Последний день
Еще во вторник утром Александр Яковлев ездил на плановое обследование в поликлинику управделами президента. Оттуда поехал домой. «В понедельник напряженно работал над предисловием к полному собранию сочинений Бориса Васильева,- рассказала секретарь Яковлева в фонде «Демократия» Валентина Севко,- в ближайшие деньдва собирался дописать его и пойти на 75летний юбилей экс-посла СССР во Франции дипломата Юрия Рыжова». Жена, Нина Ивановна, рассказывала Михаилу Горбачеву, что приехали из больницы, вроде бы все ничего, Александр Николаевич поднялся на второй этаж, сел в кресло и умер. У Александра Яковлева было несколько тяжелых болезней, в том числе диабет и заболевания легких, но скончался он от инсульта. Он не признавал постельного режима, несмотря на серьезные недомогания, и продолжал работать. Как уверяют друзья Александра Яковлева, тяжелейшее впечатление на него произвела смерть известного журналиста Егора Яковлева. Жаловался, что людей, с которыми он был вместе в самом важном деле его жизни - перестройке, - становится все меньше.
«Недавно у нас было интервью втроем с Александром Яковлевым и Егором Яковлевым, и вот их уже нет», - переживает Михаил Горбачев.
      Из ссылки в Канаду вызволил Горбачев
В ноябре 1972 года Александр Николаевич выступил в «Литературной газете» со статьей «Против антиисторизма», в которой критиковал идеологию национал-патриотов, группировавшихся вокруг литературных журналов «Октябрь» и «Молодая гвардия». Это возмутило Михаила Суслова, контролировавшего идеологию, и Яковлев был в 1973 году отправлен на десять лет в ссылку послом СССР в Канаде. По воспоминаниям его близких друзей, когда он приезжал в Москву, партийные коллеги, завидев его, переходили на другую сторону улицы, чтобы не здороваться. Забрал его оттуда Горбачев. В Политбюро Александр Николаевич знал каждого, а Черненко он называл просто по имени - Костя. Это Яковлев после смерти Черненко поехал на дачу к Горбачеву с предложением от Громыко возглавить страну и партию. Именно потом была перестройка и та самая гласность, смысл которой без Яковлева поначалу и объяснить не могли. Последние годы советской власти прошли в яростном противостоянии двух партийных групп - консерваторов во главе с Лигачевым и демократов во главе с Яковлевым. Ярким проявлением той борьбы была статья Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами» и ответ Яковлева, опубликованный в виде редакционной статьи в «Правде». Именно Яковлев привел в «Огонек» Виталия Коротича, а в «Московские новости» - своего однофамильца Егора Яковлева.
Именно он отменил цензуру в печати, и теперь единственным, пожалуй, оставшимся завоеванием русской демократии (без кавычек) называют гласность. Это его завоевание. Сегодня вряд ли кто-то может представить, что современное радио может быть другим. А ведь даже формат «информация плюс музыка» в советское радио принес именно Яковлев (это был «Маяк»), хотя заниматься всякими новациями в должности завсектором ЦК по телевидению и радио тогда еще не позволялось.
Он критиковал Горбачева за его антиалкогольную кампанию и говорил, что уж это к свободе и перестройке точно не имеет никакого отношения. А за три месяца до путча написал президенту СССР письмо, где предупреждал о возможном перевороте. Это было 18 апреля 1991 года. 1 июля Яковлев вместе с Аркадием Вольским, Анатолием Собчаком, Гавриилом Поповым, Николаем Петраковым, Эдуардом Шеварднадзе, Иваном Силаевым и Станиславом Шаталиным подписал обращение о создании Движения демократических реформ. 29 июля подал в отставку с поста советника президента, а 15 августа - за четыре дня до начала путча - Центральная контрольная комиссия КПСС рекомендовала исключить его из партии за действия, направленные на раскол КПСС.
Именно Яковлев был третьим, когда в Ореховом кабинете в Кремле в разговоре Горбачева с Ельциным, по сути, передавалась власть.
«Я нашел Михаила Сергеевича, он лежал на диване, ну, понятно, в каком состоянии. И он произнес самую «длинную» речь в своей жизни: «Вот так, Саша, вот так». И на глазах слезы», - вспоминал Александр Яковлев.
С самых первых перестроечных дней и потом постоянно Яковлев то и дело был мишенью для политических атак. В 1992 году на него завели уголовное дело по подозрению в связях с ЦРУ в период, когда он 40 лет назад стажировался в Колумбийском университете.
Доказательств так и не набрали, дело закрыли, рядом оставались только друзья.
      Реабилитация
- Вспоминая перестроечные дела и события, я спрашиваю себя: зачем тебе все это было нужно? Ты член Политбюро, секретарь ЦК, власти - хоть отбавляй, всюду красуются твои портреты, их даже носят по улицам и площадям во время праздников. Любоваться с трибуны на собственный портрет было как-то неловко, но то, что на тебя смотрят тысячи людей, предположительно, добрыми глазами, вызывало чувство горделивого удовлетворения. Слаб человек. Я рад тому, что смог преодолеть все эти мерзости. Не дал оглушить себя медными трубами восторгов.
Презрел вонючие плевки политической шпаны.
Реабилитация жертв политических репрессий стала главным делом жизни Александра Яковлева. Он занимался этим два последних десятилетия. Волосы вставали дыбом от того, что зеки писали анонимки на зеков.
От того, что жизнь человека вмещалась на одном листке бумаги: донос - арест - пытки - признание - приговор - расстрел. Комиссией под руководством Яковлева реабилитировано более 4,5 миллиона человек. Рассматриваются дела еще 400 тысяч.
О праздновании 60-летия Победы Александр Николаевич высказался в своем духе.
- Более кощунственной кампании я чтото не припомню. Я все время задаю себе вопрос: кто же мы такие? Сталин мертв. Но известно, что он лично подписал по представлению органов расстрельных списков на 44 тысячи человек - не зная их, не читая материалов их дел. Это только лично, не считая тех миллионов, которые были погублены вследствие его политики. Я никак не пойму ни нравственно, ни политически - тех людей, которые таскают портреты Сталина. Они держат их за кости убитых Сталиным. И им это почемуто не жжет руки.
Помню, на войне мы и в атаку ходили, и атаки отражали, но никому даже в голову не приходило, что мы патриоты. Мы честно воевали, потому что защищали свою семью, свою мать, своих друзей, свою землю, в конце концов. Чем больше у власти спадают штаны, тем больше она нуждается в поддержке. И поскольку не находится ни ума, ни средств найти эту поддержку в современной жизни, в развитии реальной экономики, технологий, свободе, инициативе людей, народовластии, она начинает копаться в мусорных ямах прошлого: нельзя ли там найти какой-нибудь изумруд. А если такового нет, то нельзя ли что-нибудь почистить и выдать коровью лепешку за парижские духи. Отсюда и восхваление откровенных убийц - Ленина, Сталина, Дзержинского.
Отсюда и очередное оправдание плодов их политики.
Могла ли власть любить такого человека? К 80-летию Яковлева Сергей Филатов от имени интеллигенции обратился в администрацию президента с предложением Владимиру Путину предварить сборник статей о юбиляре своим вступительным словом. И получил вежливый отказ. Но президент всетаки обнародовал добрые слова об Александре Яковлеве. После его смерти.
      Досье
Александр Николаевич Яковлев родился 2 декабря 1923 г. в д. Королево Ярославской области.
В 1941 г. ушел на фронт и воевал до 1943 г. в составе подразделений морской пехоты. В 1943 г.
вступил в КПСС. После окончания войны окончил исторический факультет Ярославского государственного педагогического института и поступил на работу в Ярославский обком КПСС. Там занимался журналистской деятельностью, а затем заведовал отделом школ и высших учебных заведений. В 1953 г.
начал работать в аппарате ЦК КПСС инструктором отдела школ. В 1956-1959 гг. учился в аспирантуре на кафедре международного коммунистического и рабочего движения Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1958-1959 гг. проходил стажировку в Колумбийском университете в США. Вернувшись, продолжил работу в ЦК КПСС. Одновременно Яковлев защитил кандидатскую (1960 г.), а затем докторскую (1967 г.) диссертации. Обе работы были посвящены историографии внешнеполитических доктрин США. В 1969 г. Яковлеву было присвоено звание профессора. В 1973 г. был направлен послом в Канаду, где прожил десять лет. В Москву вернулся в 1983 г., возглавил Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР. В 1985 г. вновь занял должность завотделом пропаганды ЦК КПСС. По его предложению были назначены редакторы «перестроечных» изданий - «Советская культура», «Московские новости», «Известия», «Огонек», «Знамя», «Новый мир». В 1988 г. был назначен председателем Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики, что не помешало ему принимать активное участие в публикации в СССР произведений Солженицына, Набокова, Рыбакова, Приставкина, Дудинцева. С марта 1990-го по январь 1991 года Яковлев был членом Президентского совета СССР. А в январе 1991 г. был назначен советником по особым поручениям президента СССР. До последнего времени Александр Яковлев возглавлял Международный фонд «Демократия», который был учрежден в 1993 г.
как благотворительная, неправительственная и некоммерческая организация. Кроме того, Яковлев был президентом Общественного совета газеты «Культура» и сопредседателем Конгресса интеллигенции РФ, а также возглавлял Международный фонд милосердия и здоровья и Клуб «Леонардо». За время жизни Яковлев опубликовал более 25 книг, переведенныхна английский, японский, китайский, французский, немецкий, испанский и другие языки. Среди них - «От Трумэна до Рейгана. Доктрины и реальности ядерного века» (1985 г.), «Реализм - земля перестройки» (1990 г.), «Муки прочтения бытия» (1991 г.). В декабре 1991 года избран сопредседателем ДДР. С января 1992 года - вице-президент Фонда социально-экономических и политологических исследований («Горбачев-фонда»). В конце 1992 года возглавил комиссию при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, в 1993 году - Федеральную службу по телевидению и радиовещанию, телерадиокомпанию «Останкино» и фонд «Демократия». В 1995 году организовал Партию социальной демократии. С февраля 1995 года - председатель совета директоров, с февраля 1998 года - почетный председатель совета директоров ОРТ. В июне 2000 года вошел в совет директоров ОАО «РЕСО-Гарантия». Академик РАН, почетный доктор Даремского и Экзетерского университетов (Великобритания), университета Сока (Япония). Награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы Народов, орденом Красной Звезды, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, церковным орденом Сергия Радонежского, орденом Боливара (Венесуэла), орденом Гедиминаса (Литва), многими медалями. Вдова - Нина Ивановна, дети - Наталья и Анатолий, семь внуков, правнучка.

Софья РЫЖОВА, по материалам интернета.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz