Совсем недавно вошли в нашу повседневную жизнь многие слова и понятия. Иногда неприятные - дефолт, инфляция, а иногда, наоборот - круиз, евроремонт. Правда, жизнь так хитро устроена, что если перенимать у других, более продвинутых, народов только внешние атрибуты, как вещей, так и процессов, то фиаско не избежать- круиз обернётся обычной советской турпоездкой в замызганном автобусе, а от евроремонта через годик можно и в психушку попасть. Все начиналось красиво. Два года назад группа жильцов одного из домов Засвияжья решила заменить стояк горячей воды, проходящий через семь этажей, трубой из металлопластика. Старый за 30 лет эксплуатации был весь в хомутах и грозил затопить кипятком все евроремонты на всех этажах. Фирму нашли быстро по объявлению в газете. Как всегда, предлагалось высокое качество по доступной цене в кратчайшие сроки (кто же другое предлагает?). Спецы фирмы «Эльбор» приехали, все замерили, получили деньги вперед и, через два дня трубопровод был смонтирован и испытан в присутствии хозяев, которые удостоверили качество своими подписями: «При подаче воды протечек нет». Фирма взяла на себя гарантийные обязательства на два года. «Никому из радостных жильцов не пришло в голову поинтересоваться лицензией у этой фирмы, не удивила их ни работа без проекта, ни метод испытания трубопровода (без создания избыточного давления!). Удивляться граждане начали через год, когда в выходной день вырвало трубу из места соединения и в одну из квартир хлынула горячая вода. Успели перекрыть стояк - издержки были минимальными. Спецы из фирмы после недолгих переговоров приехали и все восстановили. Казалось бы, жильцы должны были предпринять какие-то меры (о них ниже), но предупреждение не подействовало. И вот этим летом, когда часть жильцов была в отъезде, а другие были на работе, рвануло во второй раз... За четыре часа горячая вода (а она когда не надо - всегда кипяток) залила полностью четыре квартиры. Посыпался потолок, упали обои, вспучились полы, размокли двери и мебель и т.д. Кликнули фирму. А ее нет. Правда, хозяйку, которая монтажом трубопроводов давно не занимается, разыскали. Татьяна Александровна Шаламова популярно объяснила пострадавшим, что их претензии она даже рассматривать не собирается. А услышав про 250 тысяч рублей убытков и восстановление трубопровода, она даже развеселилась: «Несмышленыши! Во-первых, у вас гарантийный срок прошел, а во-вторых, взять с меня нечего, так как у меня одни убытки». Центр по защите прав потребителей провел экспертизу и готовится предъявить предпринимателю Шаламовой иск в суд в защиту пострадавших граждан. И суд вину Шаламовой, несомненно, установит - очень много наследила эта гражданка. Но вот что касается возмещения ущерба, то здесь действительно может выйти заминка длиною в несколько... лет. В чем - в чем, а в сокрытии своих истинных доходов некоторые наши предприниматели преуспели. Нет, сказать, что они ходят в обносках, отдыхают на турбазе и ездят на трамвае, - нельзя, но все это им не принадлежит: путевку - купила тетя, автомобиль с квартирой принадлежит дяде и т.д. Как же мы можем защитить себя от промахов, подобных описанному? Да и есть ли оно вообще лекарство от страха?! Конечно же, есть, называется оно - страхование ответственности исполнителя (в данном случае) услуг перед третьими лицами. Пришла к вам «фирма», а вы ей: «Ваши услуги (круизы, ремонты, мед.услуги и т.д. и т.п.) застрахованы?! Нет? До свиданья!» А вот фирма «Эльбор» Т.Шаламовой никогда свои услуги застраховать не сможет, так как у них даже лицензии на этот вид услуг никогда не было. Есть еще способ застраховать уже смонтированный трубопровод добровольно. Но почти наверняка страховая компания, узнав, что фирма работала без лицензии, без проекта и сдала работу без испытаний, либо откажется страховать вообще, либо сумма страховки во много раз превысит сумму, затраченную потребителями на замену стояков. Таким образом, мы теперь знаем лекарство от многих наших страхов, но давайте не будем забывать, что любое лекарство действенно лишь до определенной стадии развития болезни. Вовремя застраховался - и спи спокойно.
Григорий КАЛЕНОВ, руководитель Центра по защите прав потребителей.