Проект нового городского Устава впервые будет рассматриваться на публичных слушаниях. Особый интерес в нем вызывают главы, определяющие структуру управления Ульяновском. "СК" представляет мнение по этому вопросу председателя мандатной комиссии, депутата Ульяновской Городской Думы Виктора Воронкова. Проект Устава муниципального образования "Город Ульяновск" разрабатывался в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так называемый 131-й закон определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют: - представительный орган - это Ульяновская городская Дума; - глава муниципального образования - глава города Ульяновска; -местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) - в нашем случае это мэрия города Ульяновска; - и иные органы и выборные должностные лица... 131-й закон дает всего три возможных варианта структуры. 1-й вариант, когда глава города одновременно возглавляет мэрию. Это сегодняшний случай. 2-й вариант, когда глава города избирается из состава депутатов Думы (возможно, двумя третями голосов от установленной численности депутатов) и одновременно является председателем городской Думы. 3-й вариант, когда глава города избирается непосредственно всем населением, входит в состав Думы с правом решающего голоса и исполняет полномочия председателя городской Думы. Во втором и третьем вариантах глава местной администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на срок полномочий, определяемый Уставом города. Возьму на себя смелость показать плюсы и минусы этих вариантов структуры управления городом. Сразу оговорюсь, что это не единая позиция, выработанная Ульяновской городской Думой, а только моя личная точка зрения. Первый вариант возможной структуры имеет свои плюсы. Во-первых, глава города избирается всем населением. Во-вторых, в случае избрания "популистской" городской Думы, в том числе при отсутствии в ее составе хозяйственных кадров, опытных экономистов и управленцев, глава города может "накладывать вето", не подписывать, мягко говоря, нецелесообразные решения Думы. Одновременно в этом варианте заложен и серьезный минус. Из-за практически любого конфликта возможно длительное противостояние между мэрией и Думой, доходящее, как это уже было, до разбирательств в суде, когда судятся два органа местного самоуправления одного муниципалитета. Многие ульяновцы и сегодня помнят о той "холодной войне", которая была вызвана сложными взаимоотношениями между представителями различных ветвей нашей власти. А на сегодня разве есть гарантия, что это не повторится вновь? При втором варианте (когда главу города избирают из состава депутатов) можно смело предположить, что более половины депутатов пойдут в Думу с однойединственной целью - стать главой города. А проиграв, многие из них скоро потеряют интерес к повседневной депутатской деятельности. Кроме того, в этом случае довольно неустойчива позиция главы города. При возникновении противоречий между ним и депутатами его всегда смогут двумя третями голосов переизбрать. И такие перевыборы могут повторяться ежегодно. При втором варианте, с одной стороны, мы лишаем население права напрямую избирать главу города, с другой стороны, мы даже не задумываемся, что население не наделяло депутатов полномочиями "выборщиков", полномочиями избирать главу города из своего состава. Третий вариант, когда глава города, являющийся высшим должностным лицом муниципалитета, избирается непосредственно всем населением и получает от него мандат на руководство. Глава города становится устойчивой фигурой, и им сложно будет манипулировать. Одновременно он возглавляет городскую Думу и организует ее работу. И в этом случае возможны, конечно, конфликты интересов между ветвями городской власти, но они не будут разрастаться и быстрее будут сглаживаться. В то же время глава местной администрации будет назначаться на конкурсной основе. Это значит, что можно будет нанять опытного управленца, специалиста, независящего от политических пристрастий, который будет иметь возможность профессионально представлять город во взаимоотношениях с областью и федерацией. Вот этот третий вариант считаю наиболее приемлемым для Ульяновска, буду его отстаивать и за него агитировать, поскольку рассчитываю на то, что люди, которые сегодня пришли во власть, должны выстраивать систему управления городом на перспективу в интересах всего населения, а не подстраивать структуру под себя. В заключение хочу обратить внимание читателей на то, что изменение существующей сегодня структуры управления городом вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа, принявшего указанное решение. А это значит, что речь идет как раз о перспективе.