UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 26 ноября 2005 года №157(2715)


Под землю за развлечениями


На случай, если пойдет дождь или гденибудь начнется потоп, надо брать с собой монтажку. Иначе канализационный люк снизу открыть не получится. А по-другому из подземного коллектора можно и не выбраться - не успеешь сориентироваться и найти выход в момент опасности. Говорят, в Москве так смыло двух диггеров. Насмерть.
В Ульяновске пока живы все.
      Больше и не надо
Вообще-то в Ульяновске условия для возникновения движения диггеров не самые подходящие. Традиционных для подземных исследователей метро с сопутствующими коммуникациями и тайными бункерами нет.
Но зато (кто ищет - тот всегда найдет!) есть сеть дренажных водостоков и коллекторов, несколько бомбоубежищ, подземная река Симбирка, а еще легенды о монастырских ходах под центральной частью города. А самое главное - есть те, кто ищет. Молодые люди, у которых хватает любопытства, смелости и времени, чтобы лезть под землю с совершенно непонятными для большинства окружающих целями.
Рассказать о своем необычном увлечении в редакцию пришли двое молодых людей. После подсчетов всех, кто с ними когдалибо спускался под землю, ульяновских диггеров набралось семеро. Причем один из них - с клаустрофобией, то есть боязнью замкнутого пространства. Обнаружилась у него эта, самая неподходящая для диггерства, фобия во время его первого спуска под землю.
Лазили тогда в пещерах Змеиной горки, недалеко от Красного Гуляя. Там в начале выемка - в полный рост встать нельзя, только на корточках, вот там парня и затрясло. Пришлось оставить на входе.
Двое-трое - оптимальное количество для спуска под землю. Если больше, обязательно кто-то устанет, кто-то не захочет идти с остальными, и вместо увлекательной подземной прогулки начнется ругань. Можно спускаться и в одиночестве, если хватает смелости и опыта. Самый заинтересованный из всех ульяновских диггеров, бывает, лазит и один. Он городскую систему подземных коммуникаций знает достаточно хорошо. Уже излазил все, что есть в городе и поблизости.
Для пещер Змеиной горки составил карты.
Но не успокоился - теперь мечтает о сланцевом руднике рядом с Поливно и, конечно, о брошенных монастырских ходах на волжском склоне под Мемцентром.
      Бабочки вместо крыс и трупов
Ходов, скорее всего, уже не существует. Они наверняка были уничтожены - взорваны, завалены более 30 лет назад, когда строился Мемориал. А до этого весь волжский косогор был перерыт подземными тоннелями от церквей, стоявших наверху, к жилым помещениям внизу. Сланцевый рудник километрах в семи от Поливно - это более реально. Его у нас в области открыли в начале 30-х годов прошлого века, потом закрыли, а во время Великой Отечественной открыли снова. В середине войны такие рудники вдоль всей Волги были взорваны - слишком много беглых и дезертиров могло там спрятаться. Взрывали, возможно, с людьми, находившимися внутри. После взрывов доступ к штольням на долгое время оказался перекрытым.
Пока в 1992 году не случился оползень на склоне - тогда из-под земли показались рельсовые пути. Сейчас, чтобы добраться до входа в рудники, нужно снять всего метра полтора грунта.
Скелетов, которые могут в брошенных штольнях обнаружиться, ребята не боятся.
За два года диггерства ни с трупами, ни с огромными крысами они не сталкивались.
Говорят, трупы прятать в ливневках глупо действующие верхние уровни регулярно проверяют, а на нижние лезть слишком сложно (уровней коммуникаций у нас под городом - два-три, и кое-где они пересекаются, могут быть связаны переходами). А крыс и в подвалах обычных домов полно. В коллекторах их диггеры редко встречают животные прячутся от шума и света. За все спуски с крысой - самого обычного размера - встретились всего один раз. Это на нижнем уровне ливневок под чугунолитейным заводом на Кирова. Тогда ребята спустились на три уровня - залазили под землю у завода, а вылезли на центральном пляже.
Зато под землей удается найти редких представителей фауны. Самой удачной в этом смысле оказалась дренажная система под старым аэродромом в Засвияжье.
Там - в тоннелях, где можно пройти только на корточках - обнаружили, как говорят, редкий вид ночных бабочек и занесенных в Красную книгу летучих мышей.
Считается, что эти летучие мыши - кожаны двухцветные - водятся у нас только в естественных пещерах у Красного Гуляя.
Но там их диггеры не видели, может быть, потому, что лазили летом. А вот под аэродромом в искусственных сооружениях уже осенью нашли - видимо, мыши спустились туда на зимовку.
      Под землю в мусорных пакетах
Там же - под аэродромом - оказалось самое хорошее во всех подземельях эхо. Если хлопнуть в ладоши, отдаваться будет еще минут пять. Ребята этим не преминули воспользоваться - сначала пугали товарища, ушедшего вперед, звуками собачьего лая с мобильного телефона. Потом, когда он вернулся, все вместе с помощью ключей, бутылок и мобильников на один из телефонов записали целую подземную композицию.
Что касается необходимого для подземных путешествий снаряжения, то все достаточно просто. Минимум - шапка потолще, резиновые сапоги и, самое главное, фонарики и запас батареек, чтобы не остаться в полной темноте. Шапка нужна, чтобы защитить голову - лазить-то часто приходится там, где выпрямиться в полный рост невозможно. Вместо шапки можно взять и каску, если есть. Сапоги - чтобы не промокнуть.
Все-таки главные подземелья в Ульяновске - система ливневок, а в них часто стоит вода.
Кроме сапог, еще можно надеть резиновые штаны или гидрокостюм. Такой есть у одного из ульяновских диггеров, но в нем не очень удобно передвигаться.
А вообще можно и без сапог - так, к примеру, лазили в первый раз в коллектор реки Симбирки - она у нас течет под землей по железобетонным трубам. Тогда лезть собрались уже вечером, а заранее не подготовились. Купить резиновые сапоги было негде. Поэтому взяли пакеты для мусора, натянули их на ноги и обмотали скотчем - тоже неплохо получилось. Во время этой экспедиции обнаружилась причина затопления подвалов у русла Симбирки.
Оказывается, одно из колец, которые составляют русло для реки, проседает - под ним мягкий песчаный грунт. В результате железобетонное русло распадается, и вода свободно из него уходит.
Из-за воды спускаться под землю лучше зимой. Температура в подземных коммуникациях поддерживается постоянная, а уровень воды меняется со сменой сезонов.
Когда наверху холодно, внизу намного суше. Так что впереди у ульяновских диггеров - очередной подземный сезон.

Лидия ПЕХТЕРЕВА.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz