Все мы сейчас являемся заложниками взрывоопасной ситуации. Жилье наше обветшало, профессионального хозяйского присмотра со стороны коммунальных служб за ним давненько не было. Исправно уплаченные деньги на ремонт и содержание жилого фонда уже давно провалились в ненасытную утробу ЖКХ. Значит, в любой момент может что-то лопнуть, прорвать, залить... Отношения между соседями сейчас отнюдь не добрососедские ( утреннее приветствие в лифте - это уже тянет на институт благородных девиц). Хотя, конечно, светский лоск мгновенно исчезнет после залива только что «евроотремонтированной» квартирыКо мне как к адвокату почти еженедельно обращаются за советами и помощью как со стороны залитой стороны, так и «заливающей». Уже накопила некоторые обобщения ...Душа вопит: «Люди, будьте бдительны!». Какие добрые советы для защиты своих прав в этой сфере напрашиваются? 1) Все ваши обращения в коммунальные службы обязательно документируйте, любую заявку на ремонт, замену чего-либо излагайте письменно, в двух экземплярах, на одном из которых пусть расписываются о приеме лица из ЖКХ. При отказе в приеме отправляйте заказным или ценным письмом, сохраняйте квитанции. Иначе при рассмотрении в суде вас ткнут носом, что вы никогда не обращались с претензиями, а значит, сами все испортили. 2) Если случилось ЧП с заливом, сохраняйте максимально все вещественные доказательства - сорванные шланги, обрезанные трубы и т.п. Иначе потом будет трудно доказать свою невиновность. 3) Очень требовательно нужно добиваться своевременного составления акта обследования пострадавших квартир. Сразу после ЧП направьте или вручите заявление с требованием осмотра квартир с вашим участием. При составлении акта Вы имеете право требовать, чтобы в нем заполнялись все графы подробно, обстоятельно, объективно. Пригласите свидетелей для осмотра. Если Вы не согласны с их заключением, во-первых, в самом акте есть графа «Особое мнение квартиросъемщика» заполняйте ее, во-вторых, отправьте или вручите свои возражения, в которых подробно опишите свое мнение и наблюдения, пусть в возражениях распишутся свидетели, которые наблюдали процесс осмотра. 4) В день ЧП постарайтесь закрепить результаты осмотра обеих квартир - и пострадавшей, и виновницы, - с помощью свидетелей, фотовидеосъемки. На фотографиях или видеозаписи проставьте дату съемки. Иначе на вас могут «повесить» все застарелые недочеты. 5) Если у вас пострадала мебель, бытовая техника, полезно вызвать мастеров из центров обслуживания, чтобы они тоже написали свое заключение. 6) Размер ущерба должна определить экспертиза, которую могут проводить только специализированные организации, имеющие соответствующие лицензии. Если назревает судебный спор, лучше эту экспертизу назначать в судебном порядке, тогда этот акт будет фигурировать как заключение эксперта, а не письменное доказательство. Одновременно нужно напомнить еще один важный момент. Многие сейчас не ждут милости от родных до боли ЖЭУ и меняют оборудование своими силами. Чтобы потом на вас не возложили ответственность за залив соседей, нужно соблюсти такие правила: 1) сохраните все документы на купленное оборудование - чеки, накладные, технические паспорта, гарантийные талоны и т.п.; 2) доверяйте установку оборудования специализированной конторе, не пожалев денег на оформление официальных отношений в виде договора, сохранив расписку или чек на получение денег за оказанную услугу. Экономия со знакомым дядей Васей из соседнего дома может обернуться судом не в вашу пользу. Если этими работами занималась фирма, а не ЖЭУ, последних нужно пригласить составить акт приемки с тем, чтобы они зафиксировали правильность установки оборудования. Пусть на этом этапе вы потратите нервы, время, деньги, но это обернется спокойствием и уверенностью на случай непредвиденных аварий. При рассмотрении спора судом причинитель вреда должен требовать привлечения в дело как соответчика обслуживающую организацию, которая отвечает за причиненный вред согласно Гражданскому кодексу РФ при наличии вины. А для коммунальных служб основанием освобождения от ответственности за нарушение качества предоставления услуг согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных правительством РФ 26 сентября 1994 г. ( в ред. от 1 февраля 2005 г.), служит только непреодолимая сила (ураган, наводнение и т.п.). Коммунальные службы в таких спорах сразу огораживают себя постановлениями городских властей о «границах эксплуатационной ответственности». Эти постановления в части гражданско-правовой ответственности не могут отменять действие Гражданского кодекса РФ. Все равно действуют общие правила и условия установления вины причинителя вреда. К юристам за помощью лучше обращаться сразу же после случившегося, а не после вынесения решения не в вашу пользу... Споры такого рода будут расти не только количественно (дома-то не молодеют), но и ожесточаться (дело между соседями доходит и до драк, и до сердечных приступов). Поэтому есть смысл учиться цивилизованно отстаивать свои права и перед соседями, и перед коммунальщиками.