Летящая походка, вскинутая голова, всегда улыбка. И - голос, нежный, обволакивающий, при первых звуках которого воображение начинает рисовать знакомые с детства черты царственной Багиры из "Маугли". Своеобразный пароль, позволяющий безошибочно определить его обладательницу - Людмилу Касаткину. Рост, как у Венеры Милосской Людмила Касаткина родилась в маленьком селе под Вязьмой в рабочей семье. Вскоре родители вместе с дочерью переехали в Москву. "Когда мне было 11 лет, я прибежала к маме зареванная: "У Тани новое платье, а я хожу вся штопаная-перештопаная". Вот тогда моя мамочка впервые в жизни ударила меня по щеке, наотмашь. "Ты не радуешься, что ей купили новое платье, ты плачешь, значит, ты дрянь!" - вспоминает Людмила Ивановна уроки воспитания матери. До 15 лет Касаткина посещала Московскую оперную студию имени Шацкого (хореографическое отделение). Уже в 11 лет она дебютировала в детских танцевальных партиях, четыре года занималась балетом. Но однажды в танцклассе девочке стало плохо. Врачи поставили диагноз: малокровие. С мечтой о балете пришлось распрощаться. Тогда после школы она подала документы на актерский факультет ГИТИСа. По ее же словам, больших надежд попасть туда она не питала, так как считала себя девушкой некрасивой да еще маленького роста (всего 159 сантиметров). Однако ее педагог Бовшек перед экзаменами ее напутствовала: "Знаешь, какого роста была Венера Милосская? Всего 155 сантиметров! Аполлон Бельведерский - 165! Так что выбрось эту дурь из головы и смело поступай!". Касаткина так и сделала. На экзаменах она прекрасно прочитала "Итальянскую сказку" Горького. Читала так страстно, что коекто в приемной комиссии вытирал слезу. В общем, абитуриентку приняли без всяких вопросов. Служила и врачом, и судьей Закончив ГИТИС, Касаткина была зачислена в труппу Центрального театра Советской Армии, в котором служит до сих пор. В первые годы она в основном исполняла роли молодых героинь - веселых и жизнерадостных девушек или подростков. Видимо, поэтому, когда режиссер театра Андрей Попов предложил ей роль Оксаны в пьесе Алигер "Первый гром", актриса расплакалась. Она посчитала, что не сможет справиться с такой серьезной ролью (Оксана была прообразом участницы Краснодонского подполья Ульяны Громовой). Однако режиссер был настойчив. Результат удивил всех. В другом спектакле - "Океан" по пьесе Штейна - Касаткиной досталась роль медсестры Анечки. Готовясь к ней, актриса пришла в районную поликлинику и попросила дать ей возможность провести несколько дней вместе с настоящими врачами. Ей не отказали, в результате она полдня провела за окошком в регистратуре, после чего вместе с врачом отправилась навещать больных. И так - трое суток подряд. Чуть позже, когда Касаткиной предстояло сыграть роль судьи в спектакле "Ковалева из провинции", она направилась в суд. Пришла и сказала: "Хочу понаблюдать за вашей работой". Ее прикрепили к 40-летней женщине-судье, и актриса присутствовала на трех разных процессах с ее участием. Иногда ей казалось, что судья судит неправильно, и она вступала с нею в спор. Судья ей тогда сказала такую фразу: "Только десять лет можно быть судьей, а затем сердце черствеет". Роман начался с обмана В 1950 году в жизни Людмила Ивановна вышла замуж за фронтовика, 29-летнего Сергея Колосова. Он повторно поступил в ГИТИС в 1946 году (первый раз был принят в 1939 году, однако затем началась советско-финская война, и он ушел на фронт - сначала на финский, затем на германский), когда Касаткина его уже заканчивала. Там они и познакомились. Актриса вспоминает: "Я была хорошенькой, имела много поклонников. Но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала как оглашенная. Такая недотрога была. И поэтому, когда за мной начал ходить Колосов, вернувшийся с войны, пионы носить... Помню, его подвели ко мне в гитисовском дворике: - Вот познакомься, это Людочка Касаткина. У нее сегодня день рождения. - А можно мне сегодня зайти вас поздравить? - спросил он робко. - Отчего же. Конюшковский переулок, 22, квартира 50. И вот он надраил свои сапоги, начистил пуговицы на гимнастерке, приходит с пионами, а ему говорят: "Тут такой нет". Это я пошутила над ним. Четыре года мы дружили до женитьбы. Я сказала ему: "Я должна проверить, люблю ли я тебя, а ты меня по-настоящему". И за четыре года он откинул от меня всех моих поклонников. Чем он меня тронул? После четвертого курса мы поехали в разрушенный Севастополь от ЦК комсомола бригадой работать. Денег нет, нам только дорогу оплатили. Жара страшная, есть хочется. И вот я иду по улице и вдруг вижу, что у ларька, где продают виноград, стоит Колосов и считает на своей ладони копеечки,а потом приносит мне ветку винограда... Я видела, как он считал, где он купил..." О тиграх не предупредили Первый фильм Касаткиной "Укротительница тигров" сразу сделал ее звездой. - Когда со мной подписывали договор, там ни слова не было о тиграх, говорит актриса. - Я играла укротительницу "в жизни", а Рита Назарова, ассистентка знаменитого дрессировщика Бориса Афанасьевича Эдера, снималась с тиграми... Мы отработали восемь месяцев, как режиссер вдруг заявил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет снято мое лицо рядом с тигриной мордой. Как-то меня привезли на студию очень рано. У входа ждали Кадочников и Сергей Филиппов: "Эдер вчера не говорил, боялся, что вы спать не будете, но сегодня вы входите в клетку. Мы пришли за вас переживать". Боже мой! Подходит Борис Афанасьевич, напоминает, что делать, и пихает меня в вольер, закрывает дверь. "Наступайте, бейте!" командует он. Тигр рычит, поднимается на задние лапы. "Ближе! Ближе!". Приближаюсь настолько, что тигр ударом лапы ломает палку, а другой лапой вырывает шамберьер. "Падайте!" - кричит Эдер. Падаю, тигр перепрыгивает через меня. Вскакиваю, подбегаю к решетке, где мне должны передать другие палку и кнут. Тигр носится по вольеру и дважды так шарахает меня хвостом по сапогам, что я еле устояла. За прутьями стоит человек. "Ну где же шамберьер?!" - кричу ему. Он: "Та шо ты волнуешься? Пошли-и же...". Как выходила из клетки, не помню. Когда мы наконец сдавали картину на "Ленфильме", Эдер сказал при всех - битком было в зале: "Я делаю предложение Людмиле Касаткиной стать укротительницей тигров. У нее есть настоящий кураж. Я ей доверю 11 штук". Я отказалась. Он еще тогда рассердился: "Неужели вы не почувствовали в клетке власть, сильнее которой нет ничего на свете?". Фильм "Укротительница тигров" вышел на экраны в 1955 году и имел грандиозный успех. Картину показывали вне конкурса на Каннском кинофестивале. Она вызвала такой восторг у публики, что Касаткиной даже порвали выходное кружевное платье, потом она его всю ночь зашивала. В первом в жизни интервью актриса рассказала, что родилась и жила до трех лет в деревне под Вязьмой. Дня через три раздается звонок: "Люда, Люся, Мила или как там тебя? Это тебе звонит клоун Никулин. Мы ведь земляки, я родом из соседнего с твоим села!". С тех пор они дружили. Никулин был заядлым рыбаком и, бывало, звонил: "Люся, Таня (его жена) достала селедку "иваси", мы ее разделали, вари картошку, сейчас приедем". Муж снимал ее двенадцать раз Почти во всех своих следующих работах в кино Касаткина снималась у своего мужа, Сергея Колосова. Эльдар Рязанов как-то сказал: "Конечно, если бы у меня была такая жена, как у Колосова, я бы тоже сделал потрясающие картины". Похоже, так считал не один Рязанов. На кинофестивале в Монте-Карло "Укрощение строптивой" и Касаткина в роли Катарины получили главный приз - "Золотую нимфу". Когда по телевизору шел первый советский сериал "Вызываем огонь на себя", улицы городов буквально вымирали. Людмила Касаткина сыграла в фильме реального человека - героиню подполья Аню Морозову. После выхода картины Анне Морозовой было присвоено звание Героя Советского Союза, а Касаткина получила от матери Ани письмо, где та называла ее доченькой. Потом была роль террористки Марии Захарченко в новом сериале Сергея Колосова "Операция "Трест". В 1966 году это был фильм-вызов. "Я играла роль ярой монархистки, по тем временам злобного врага советской власти, - писала позже Касаткина. - Это сегодня некоторые считают, да и я иногда так думаю, что для России лучше, когда во главе ее стоит самодержец. Да, собственно, разве наши тогдашние партийные руководители не вели себя по-царски, не делали все, что им приходило в голову? Хрущев отдал Крым, Брежнев взял из Оружейной палаты бриллиантовую диадему и подарил ее жене Насера". Во всех ролях Касаткина была неподражаемо разная и вместе с тем сохраняла индивидуальность. Дети узнавали ее голос у великолепной Багиры - приятельницы Маугли. А взрослые плакали над судьбой матери, потерявшей в концлагере сына ("Помни имя свое..."). И все влюблялись в этот талант. Внучка родилась с двумя зубами Сейчас актриса мало снимается. Не много и ролей в театре. Хотя силы есть и работать хочется. Касаткина преподает в ГИТИСе. И живет жизнью своей семьи. - Когда родился Алеша, мы были очень заняты, - вспоминает Людмила Ивановна. - Мотались по съемочным площадкам, уезжали на два-три месяца. Оченьмного с воспитанием сына помогали мои родители. Но я все равно каждый день звонила в Москву, выясняла, как дела. Родители прожили очень долгую жизнь, умерли в возрасте 90 и 91 года. Алексей закончил факультет журналистики, отделение радио и телевидения. Его передачи о джазе много лет идут на Русском радио. Еще он закончил Гнесинское училище и стал профессиональным гитаристом. У Алексея Колосова собственный блюзовый ансамбль "Аура". Он еще поэт и композитор. Написал музыку к нашему последнему "семейному" фильму "Судья в ловушке". У Касаткиной - две внучки. Старшая названа в ее честь Людмилой. А маленькая Анна родилась сразу с двумя зубиками, врачи очень удивлялись. Как и во всякой семье, здесь есть свои легенды. Одна из них про то, почему бабушка не выносит черную икру. - Во время войны отец был на фронте, а мы с мамой и братом жили в Москве. Раз в месяц по карточкам одна взрослая и две детские - давали мясо. Стоять в очереди приходилось всю ночь. Мы с братом подменяли маму, ведь она и работала, и ездила на лесозаготовки. И вот однажды, когда мы достоялись, выяснилось, что перед нами мясо кончилось. В нашу кастрюлю навалили черной икры. Придя домой усталые и голодные, мы с братом на нее набросились и... очнулись только в больничной палате. С тех пор у меня к ней идиосинкразия не переношу. Я не раз говорила своему мужу: "Тебе крупно повезло, твоя жена никогда в жизни не попросит черной икры". Другая история касается знакомства с Ахматовой. Касаткина встретилась с ней в доме актрисы Нины Ольшевской, матери Алексея Баталова. Ахматова там часто гостила. Встретились за обедом. Муж Ольшевской Аркадий Ардов блестяще рассказывал анекдоты. Ахматова казалась погруженной в себя, ела суп, глядя в одну точку. А Касаткина стеснялась смеяться при великой поэтессе в голос. Хохотала "про себя" до слез, тушь потекла, и слезы стали черными. После этого случая она долго не была в доме Ольшевской. Как-то Ахматова спросила хозяйку: "Ниночка, где же та девочка, которая смеется чер-ны-ми слезами?". Оказывается, она все видела! И вот тогда Касаткина начала для себя открывать стихи Ахматовой. А еще одно семейное предание несыгранная роль Джульетты. Ее уже предложили Людмиле Ивановне. Но тут она увидела Уланову в этой роли. Шла из театра и всю дорогу ревела. И отказалась играть после увиденного шедевра. Досье Людмила Ивановна Касаткина родилась 15 мая 1925 года. В 1947 году, окончив ГИТИС, стала актрисой Центрального театра Советской Армии (с 1991 г. - ЦАТРА). Лауреат Ленинской премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976 г. - за исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме "Помни имя свое..."), народная артистка СССР (1975 г.), заслуженный деятель культуры ПНР (1975 г.). Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2000 г.). Снималась в фильмах: "Укротительница тигров". "Медовый месяц". "По ту сторону". "Месть". "Хлеб и розы". "Укрощение строптивой". "Вызываем огонь на себя". "Душечка". "Операция "Трест". "Гроссмейстер". "Большая перемена". "Черный принц". "Помни имя свое". "Мать Мария". "Принцесса цирка". "Маклер". "Раскол". "Судья в ловушке". "По ту сторону". "Яды, или Всемирная история отравлений".